Товар для женщин и детей
Рецензия на фильм «Принц Персии: Пески времени»
Режиссер: Майк Ньюэлл
В ролях: Джейк Джилленхол (Принц Дастан), Джемма Артертон (Тамина), Бен Кингсли (Низам), Альфред Молина (Шейх Амар), Тоби Кеббелл, Рис Ритчи, Ричард Койл, Гисли Эрн Гардарссон, Стивен Моделл, Рональд Пикап, Дод Шах
Тем временем, кудесник кинобизнеса отнюдь не почивает на лаврах. Пока «На странных берегах» (4й фильм с Джонни «никогда дважды в одном и том же амплуа» Деппом) готовятся к съёмкам, внимание нашего алхимика привлекает компьютерная игра от компании Ubisoft про персидского принца, ищущего принцессу в бесконечном дворце-лабиринте. Помнится, игра эта в своё время считалась верхом сложности для самого первого поколения геймеров. «Мистер Блокбастер» взял эту игрушку и сделал из неё…
…А вот с определением конечного продукта придётся поломать голову. На первый взгляд, перед нами 100%-ный «фильм-нуар». Налицо все фабульные признаки жанра: главный герой попадает в череду подстав; напряжённо и с риском для жизни пытается сложить «пазл» и распутать хитроумное преступление, в совершении которого его ложно обвиняют; дополняет же эту палитру циничная и расчётливая главная героиня, неоднократно обманывающая своего партнёра ради только ей известной цели. Даже необходимые по стилю игры с хронологией формально выдержаны за счёт уникальных свойств волшебного кинжала, который почти всё время находится в центре повествования. Как было бы здорово, если бы реализация таких сюжетных линий обернулась тонким омажем «чёрного кино» в песчаных декорациях. Но ничего подобного мы не увидим. И дело вовсе не в том, что марокканским солнцем начисто выжигаются все основы атмосферы настоящего фильма «noir», для которого просто жизненно необходим мотив воды (дождя, влажных поблескивающих улиц, декораций портового города) и темноты (ночных или нарочито затемнённых сцен), а бескрайняя горизонталь песка не оставляет места вертикальным и косым линиям, радующим глаз ценителя немецкого экспрессионизма в классике «нуара». Не хватает какой-то особой магии – возможно, она придавлена бюджетом в полтораста миллионов долларов, а ведь любой уважающий себя «чёрный» фильм счёл бы хорошим вкусом мимикрировать под малобюджетные ленты категории «Б». В общем, «я узнаю его, когда увижу, но не могу описать словами»* явно не про наш случай.
Тем не менее, по ходу просмотра не покидает ощущение дежа-вю. Где-то уже ведь были те же ситуации, да и реплики героев практически позаимствованы откуда-то….вот вертится в голове, но никак не вспомнить… Вдруг отчётливо доходит: «Звёздные войны»! Ну конечно, «Персидский Лев» с его геройствами в битвах и «деревянным» поведением в отношениях с принцессой – вылитый Люк Скайуокер, принцесса Тамина в дворцовых сценах весьма напоминает королеву Амидалу из «Звёздных Войн», а когда один из ситхов….брррр…асассинов сказал главному злодею с экрана «Мы нашли часы, Повелитель», я чуть было не вскочил с места в порыве обличительства! «Принц Персии», между тем, как ни в чём ни бывало, вдруг переключился на весьма подробный пересказ «Индианы Джонса и последнего крестового похода»!
Можно ещё поискать истоки вдохновения создателей «Принца», сравнивая пейзажи и обычаи Долины Рабов с декорациями «Безумного Макса». Раскадровка в отдельных эпизодах кажется позаимствованной без каких бы то ни было изменений из «300 Спартанцев» (достойный фильм для цитирования, не откажешь)… Но суть, пожалуй, не в этом. Мои впечатления от фильма можно сравнить с ролью…. ГУМа-дублёра. Был раньше во Владивостоке такой универсальный магазин напротив Дома офицеров флота. Продавались там товары прежде всего для женщин и детей. Вещи, конечно, нужные и предназначены они были для весьма уважаемых целевых аудиторий. И всё же работать в этом универмаге считалось менее престижным, чем в основном ГУМе, и бывалые работники торговли знали: в «малый ГУМ» «сливались» все неликвиды, которые залежались на прилавках центрального магазина. Так и Джерри Брукхаймер словно «слил» в «Принца Персии» ошмётья материи, «вторяки», отбракованные им из некоей основной канвы деятельности. Не будем, однако, забывать, что и из такого варева продюсер-гений создаст весьма популярный и прибыльный товар! Чем и стал «Принц Персии» стоит признать, что успех ему гарантирован. Отнюдь не по причине выдающейся актёрской игры, конечно. Я вообще предлагаю принципиально не обсуждать в данном случае работу актёров и режиссёра. Мне кажется, что их всех можно было бы запросто заменить на компьютерные симуляции, никто и не заметил бы. Вот съёмочная группа из 1350 человек – это да. Ещё 500 человек (кроме шуток!), которые работали над фильмом в процессе монтажно-тонировочного периода – зачёт. Более 7000 костюмов, использованных основными героями, впечатляет (сообщается, что костюмер Пенни Роуз побила собственный рекорд, установленный ею в тех же «Пиратах»). Давид Белль в качестве консультанта по паркуру – респект (в конце-концов именно Белль и является изобретателем этого модного и зрелищного вида спорта). Всё это – труд, заслуга и репутация именно продюсера. Так что, за комплект достижений фильма поставим «галочку» Мистеру Блокбастеру и скажем ему «спасибо» за возможность порадовать близких пафосом дорогой постановки. Равно как и за полное отсутствие крови и пошлостей. Возможно, почти таким и должен быть фильм для «семейного» просмотра, (признаюсь, что рейтинг PG-13 для «Принца» кажется слишком суровым даже такому псевдоморалисту, как я). Вот только чувствуешь себя, сводив своих близких на ТАКОЕ зрелище, не очень правильно - будто купив Любимой подарок в секонд-хэндовском магазине, который известен шикарным отделом упаковки. И вот Свет Твоей Жизни радуется, а тебя гложат угрызения совести и в голове играет мелодия песни «Fake Plastic Trees»**
ПРИМЕЧАНИЯ:
*Сидни Поллак об определении фильма «нуар».
** (с) Radiohead 1995