Рецензия на фильм «Про Федота-стрельца, удалого молодца»
Режиссер: Людмила Стеблянко
В ролях: Сергей Безруков (Федот-стрелец), Чулпан Хаматова (Маруся), Виктор Сухоруков (Царь), Дмитрий Дюжев (Генерал), Александр Ревва (Баба-Яга), Евгения Добровольская (Нянька царя), Михаил Ефремов (То, чего не может быть), Ирина Безрукова (Принцесса)
Те, кто видел «Федота» лишь на статичных кадрах да рекламных плакатах, были в ужасе и были правы. Федот – да не тот. Тем большим оказалось удивление, когда выяснилось, что в движении все смотрится далеко не так худо. Некоторая топорность работы местных художников при определенной дозе фантазии и благодушия начинает сверкать иными красками, и речь хочется вести, скорее, о своеобразной манере. Тот же традиционный факт, что, если отечественные прокатчики и продают неплохой продукт, то предварительно разве что не вываливают его в дерьме, никаких вопросов не вызывает: здесь так заведено.
Не исключен, конечно, и вариант, при котором, особенно после роскошных визуальных пиршеств «ВАЛЛ-И» или второго «Мадагаскара», самые впечатлительные зрители, попавшие на «Федота», начнут вырывать себе глаза под популярным лозунгом «Сделайте меня развидеть ЭТО!». Но нужно отдавать себе отчет: взявшись доводить до ума такой непростой проект, его авторы раз и навсегда избрали себе тот единственный путь, по которому это возможно сделать. Принимать или не принимать - вопрос вторичный. В конце концов, и «тридэшные» зеленые огры до сих пор не всем приходятся по нраву, а противники новых веяний в отечественной мультипликации всегда могут обратиться к классическому моноспектаклю, в котором блистательный Филатов играет все роли сразу. Да, местами «Федот-стрелец» выглядит, как продукт зари эпохи веб-технологий, то есть небольшим мультфильмом, нарисованным по флэш-технологии. Но даже в таком виде он на голову живее и симпатичнее убогих «Алеши Поповича», «Добрыни Никитича» и «Ильи Муромца» с калечным «Царем Владимиром» впридачу, так что хватит об этом.
Хочется отметить еще один факт, к мультипликации никакого отношения не имеющий. О некоторой неадекватности актера Безрукова сведения разного рода ходят давно, и, казалось бы, этому человеку уже нечем нас удивить. Не обиженный разнообразными талантами, Безруков и на этот раз умудрился прыгнуть выше головы. Ровным счетом никаких причин на то, чтобы классический филатовский текст сопровождался разлюли-малинной балладой «Отчего так в России березки шумят?» в исполнении актера, не наблюдается. Между тем, песня звучит даже несколько раз – вероятно, чтобы уж точно не пройти незамеченной.
Более того, уже в первой части мультфильма мы увидим и самого Безрукова с гитарой – вполне живого, не нарисованного. Совмещение анимации и видеоряда выглядит из рук вон, да и звучит также, но, видимо, Пушкин, Есенин, Иешуа и дай-бог-памяти-кто-еще-всея-Руси искренне доволен таким раскладом – «чтобы помнили». Объективности ради стоит сказать, что тем, чьи глаза выдержали своеобразный стиль местных мультипликаторов, все эти березки и белоствольные россиюшки как мертвому припарка.
На этом с критикой хочется завязать и перейти к основному блюду, в роли которого все-таки авторский текст, а не безруковая пена дней. С этим у «Федота» все в порядке – сказка перекочевала в кинотеатры практически без изменений. Отметим отличную озвучку: в таком варианте «Стрельца» можно смело выпускать в виде аудио-книги, актеры постарались, доказав, что не зря едят тяжкий лицедейский хлеб. Особо хочется выделить работу Виктора Сухорукова и Михаила Ефремова: Царь и То, Чего Не Может Быть ни на секунду не скатываются до уровня просто нарисованных персонажей, разговаривая так, как это им и положено.
Возможно, именно эта яркость вкупе с драматургической направленностью сказа и оставляют итоговое впечатление не мультфильма даже, а диковинного анимационного спектакля, созданного, конечно, в первую очередь для взрослых, а не детей. Нет, эротикой и тремя иксами нас здесь не накормят, но буффонада Леонида Филатова, о которой написано и пишется до сих пор немало серьезных исследований, всегда воспринималась как текст, при всей внешней легкости, исключительно многослойный. Никуда не пропала эта многомерность и на этот раз, пусть и прикрытая скоморошьей графикой. Тем интереснее смотреть на экран и делать собственные, явно чуждые толерантности и госзаказу, выводы.