The Dillinger Escape Plan. Failed.

Рецензия на фильм «Джонни Д 2009»

 

Режиссер: Майкл Манн

В ролях: Джонни Депп, Кристиан Бэйл, Ченнинг Татум, Марион Котияр, Лили Собески, Стивен Дорфф, Джованни Рибизи, Лили Тэйлор, Мэтт Крэйвен

Автор: Анатолий Филатов
«Джонни Д.», в девичестве – безликие «Враги общества» (Public Enemies), очевидно, не самый лучший фильм Майкла Манна, не самая яркая роль Джонни Деппа, не самый лучший вариант продолжения потрясающей карьеры Кристиана Бэйла и даже не самое прекрасное явление Марийон Котийяр народу, который, вообще говоря, не слишком достоин подобных явлений. Несмотря на все это, «Джонни Д.» — пожалуй, лучшее кино о гангстерах со времен де Пальмовских «Неприкасаемых», и как раз это угнетает сильнее всего прочего: если за 22 года «лучшим» становится пусть и безумно красивый, но прямолинейный, как таран, фильм, дела в нашей с вами индустрии обстоят куда хуже, чем нам бы того хотелось. Ах, ну да, совсем забыл: Эллиотт Голденталь – тоже не Эннио Морриконе. Увы.
 
Исполненная трагического величия и едва не ницшеанского пафоса история жизни Джона Диллинджера у Манна превращается в симулякр, отражение отражения, картинку ради изображения. В этом отношении кино безупречно: покажите мне человека, которого вид других двуногих, облаченных в шляпы и с томми-ганами наперевес не приведет в экстатическое состояние в первые же несколько секунд, и я договорюсь, чтобы его держали в строгой изоляции. Внешняя составляющая «Джонни Д.», безусловно, является сильнейшей – большей частью потому, что является единственной.
 
Остается за кадром то, почему этого не увидел сам Манн – человек достаточно мудрый и не чуждый правильной иронии, но против фактов не попрешь: периодически выходящие из кинозала люди рискуют вообще не заметить, что в фильме нашлось место чему-то еще, кроме трицикла «шляпа-автомат-ограбление». Возможно, стоило насторожиться еще на стадии предварительных интервью режиссера, в которых седой Манн без улыбки на сухощавом лице только и говорил о машинах, позаимствованных из музеев, Той Самой Квартире, Тех Самых Улицах, Тех Самых Дырках От Пуль, Тех Самых Красных Ковровых Дорожках На Лестницах и еще о миллиарде самых разных вещей, но так ничего и не сказал про, собственно, кино.
 
В результате попытаться пересказать фильм, скажем, за кружкой пенного лучшему другу – задача практически невыполнимая: кроме динамики и антуража, исполняющих роль прикладную, багетную, сказать практически нечего. Исполинского масштаба фигура Диллинджера, человека, заставившего работать на себя всю Великую Депрессию вместе взятую и бесстыдно, откровенно, сладострастно наслаждавшегося этой ролью всю свою недолгую жизнь, элементарно теряется, несмотря на буквально портретное сходство протагониста и лицедея. Депп, конечно, безумно обаятелен, но во время просмотра «Джонни Д.» временами кажется, что у его Диллинджера под шляпой и плащом – пустота, фикция, черная дыра. Не последнюю роль в этом прискорбном факте сыграли и салонные диалоги, словно специально созданные в расчете на то, что будут расхватаны на цитаты. Депп рисуется, выставляет напоказ абсолютно все, что есть у его персонажа – сомнительно, чтобы реально существовавший Диллинджер, в одиночку уничтожавший экономическую и правозащитную систему огромного государства, опустился до такой нечистой работы. Нет естественности, есть напомаженная челка, мужественно сжатые губы и «Я трачу на банк минуту и сорок секунд». В нецентральных районах любого города, что в США, что в РФ, таких заслуженно называют «понторезами» и котируют, в целом, невысоко.
 
Между тем, считать «Джонн Д.» фильмом пустым, глупым или необязательным к просмотру – значит, серьезно заблуждаться. Он просто не такой, каким мог бы быть, расставь режиссер правильные акценты, объясни он актерам внятно, чего, собственно, от них хочет. Это кино, которое приятно иметь у себя дома – в коллекционном издании на видном месте в шкафу, как инкрустированный золотом пистолет на стене или ящик шардонэ урожая какого-нибудь особенно удачного года в подполе. Пригодится. Но на данный момент лучшим упоминанием имени Джона Диллинджера в глобальном культурном контексте все равно остается группа The Dillinger Escape Plan и, сдается мне, будет оставаться им еще очень долго.

Билеты на события города

Билеты на событие «Концертная программа «Важный день – день сыновей»» во Владивостоке
Пятница, 22 ноября 2024
Приморская краевая филармония
Билеты на событие «XXI Международный Джазовый фестиваль. Квартет Армира Ли (Москва)» во Владивостоке
Пятница, 22 ноября 2024
Приморская краевая филармония
Билеты на событие «Концерт при свечах «Письмо из Хогвартса» от Lumos Concerts» во Владивостоке
Пятница, 22 ноября 2024
Церковь Святого Павла
Билеты на событие «Аня Руднева (Ранетки)» во Владивостоке
Пятница, 22 ноября 2024
Zabriskie Point

Полная версия сайта