Рецензия на фильм «Дорога перемен»
Режиссер: Сэм Мендес
В ролях: Леонардо ДиКаприо, Кейт Уинслет, Кэти Бэйтс, Зои Казан, Кэтрин Хан, Майкл Шэннон, Райан Симпкинс, Тай Симпкинс, Дэвид Харбор
Прожить жизнь, будучи самым обычным человеком, абсолютно ничем не выдающимся – что может быть страшнее для пары амбициозных невротиков? И вот уже дети не радуют, семейный очаг не греет, а любимая некогда женщина не разрешает даже прикасаться к себе, сознательно толкая на измену. Персональный ад создать очень просто: надо только каждую секунду помнить о том, чего не сделал, когда мог. Старая истина о нереализованных желаниях, разрушающих изнутри, перестает быть клише ровно в ту секунду, когда потертым сюртуком ложится тебе на плечи. Все, парень. Добро пожаловать в наш клуб – тех, у кого тоже не получилось.
Действие «Дороги» проходит в середине 50-х годов, главные герои — члены небольшой провинциальной семьи. Фрэнк (ДиКаприо) и Эйприл (Уинслет) Уиллер считают себя (и вполне заслуженно) семьей среднего класса, непохожей на остальные семьи, и испытывают огромное желание перебраться в Париж. Однако судьба приготовила для супругов ряд неприятных сюрпризов. Никакого демонического смеха, никаких видимых катастроф, вообще ничего такого, на что можно было бы обратить внимание. Примечание: пока это происходит не с тобой. Они были молоды, и, казалось, целый мир был в их распоряжении, но в определённый момент их жизнь сузилась до размеров картонной коробки с пыльными ботинками. Нереализованные возможности, не воплощенные в жизнь идеи, несбывшиеся мечты оказываются непосильной ношей для многих. Слишком много не для тех, кто так и не сумел повзрослеть по-настоящему.
«Дорога перемен» мало похожа на «Красоту по-американски», пожалуй, самый известный фильм Мендеса. И самый перехваленный тоже. Фильм оставляет куда больше пространства для воображения, нежели «Красота» с ее бесхитростной прямолинейностью, хотя некоторые важные посылы и остались неизменными. Старлетка Мины Сувари, помнится, тоже сильнее всех ждала, что ее признают необычной. От понимания того факта, что проблемы людей за последние 50 лет ни чуточки не изменились, становится ощутимо не по себе многим, но здесь это чувство доведено до дрожащих пальцев, до комков в горле. В этом, разумеется, огромная заслуга сценариста, пересказавшего не особенно примечательную литературную первооснову так, что чуть ли не ежеминутно ловишь себя на мысли: не ДиКаприо, а ты судорожно пытаешься драпать от любви с вышедшим сроком годности. Очень отрезвляет.
Своего рода лейтмотивом фильма является фраза, сказанная одним из героев: «Многие способны увидеть пустоту, но не каждый видит безнадежность». Дело даже не в тонущем «Титанике», который, глядя на ДиКаприо и Уинслет, невозможно не вспомнить, тут другое. «Дорога» действительно способна убедить: то, что со стороны кажется чудом, для фокусника окажется адом. И кролик, за которым он тянет руку в цилиндр, откусывает ему пальцы один за одним. Только зрители этого все равно не увидят. Зрители продолжают аплодировать. До тех пор, пока не начинают учить эти фокусы сами. Пока это происходит не с ними.
Фильм абсолютно не развлекательный, так что жаждущим зрелищ его сложно рекомендовать. Никто не гарантирует, что, отправившись на «Дорогу перемен» со своей девушкой, вы не подпишете смертельный приговор вашему роману. Это кино может стать серьезным испытанием для любых чувств, но, наверное, поэтому на него и стоит обратить внимание: на фоне бесконечных придурковатых комедий и кинокомиксов, соревнующихся разве что толщиной бюджетного кармана и порядковым номером после заглавия, подобные фильмы удивительно редки. Правда, лучом света их тоже не назовешь: уж больно мрачные перспективы рисует несчастливым влюбленным эта сильнейшая, без дураков, драма.