Рецензия на фильм «Револьвер 2005»
Режиссер: Гай Ричи
В ролях: Джейсон Стэйтем, Рэй Лиотта, Винсент Пасторе, Андре Бенджамин, Теренс Мэйнард, Эндрю Ховард, Марк Стронг, Франческа Аннис, Анжела Лорен Смит, Элана Биниш
«Револьвер» я ожидал с разными чувствами. С одной стороны три года, это срок. Вряд ли так долго можно работать над проходным кино. С другой, опасался за то, что Гай Риччи начнёт повторяться, да и в анонсах к фильму упоминался «задолжавший игрок». Не очень-то новая идея для этого режиссёра. К тому же в списке продюсеров мелькала фамилия Люка Бессонна, а я не очень-то ему доверяю, слишком уж коммерческое он снимает кино.
Однако, я никак не ожидал увидеть то, что получилось у Гая Риччи на самом деле. Это уже далеко не то модное кино, что снимал режиссёр раньше. Нет, стиль, безусловно, угадывается, но мазки краски стали чёткими и обдуманными, теперь мастер сам руководит природой своего кино. Гай повзрослел.
История, рассказанная в «Револьвере», это не просто «удивительные приключения карточного шулера». Нет, это попытка автора разобраться в самой природе Игры. Заглянуть в суть её психологизма, понять и подчинить себе эту стихию. Гай Риччи капнул глубоко, что говорить, и потому фильм вышел очень запутанным. «О сложном надо говорить просто», это сказано явно не про «Револьвер». Здесь всё накручено до предела, каждый человек – не тот, кто он есть на самом деле, а каждая букашка – многозначный символ. Потомкам будет на чьём творчестве защищать докторские диссертации.
Главный герой – Джейк Грин, игрок «во всё что играется», и неизменно выходящий победителем. Покер? Пожалуйста! «Козла» забить? Легко. В шахматишки партейку? Так отчего ж не сыграть… Вот такой профессионал, попадает в лапы совсем уж грандиозных игроков Ави и Зака. Забавно смотреть, как этот «профессионал» Джейк Грин и «совсем уж грандиозный игрок» Ави (его, кстати, играет Андре Бенджамин из группы «Outkast») устраивают раз за разом битву в шахматы, и затем удивлённо смотрят на мат, возникший на доске. Хотя даже мало-мальски хороший игрок видит хотя бы на три хода вперёд. «Как?» спрашивает Ави, а Грин пускается в долгие пространные объяснения, которые практически сводятся к тому, что нужно поддаваться. Тогда, мол, противник обманет сам себя и проиграет. Вот через такой поверхностный взгляд на игру, Гай Риччи и ринулся объяснять нам её основные правила. В итоге сюжет – это непролазные дебри, легче, подобно главному герою, сесть за изучение квантовой физики.
Впрочем, идея-то главная прослеживается чётко, а путанность сюжета удивительным образом течению фильма не мешает. И смотреть его просто по-человечески интересно, Гай Риччи не даёт зрителю заскучать ни на минуту, динамизм картины просто великолепен. Некоторые кадры – это сами по себе отдельные произведения искусства. Гай Риччи-таки смакует кинопространство в своём фильме, вот здесь он настоящий игрок.
Бородатый Джейсон Стетэм, исполняющий роль главного героя, практически неузнаваем в своем прикиде под 70-е. Это ж ещё надо догадаться, нарядить Стетэма под пижона прошлого века! Нет, здесь Гай Риччи – просто молодец. И пускай нас не обманывают те интервью, который он давал после выхода в свет фильма: «Вопрос: А кто же такой Сэм Голд? Ответ: Сэм Голд – что-то вроде коллективной галлюцинации…» Нет, Гай Риччи очень хорошо понимал, что он снимает. Он художник и, создав свой собственный мир, может накладывать теперь любые краски. И на это очень интересно смотреть. Неведомые тропки, которыми развивается эта история запутаны, но в итоге приводят зрителя к чему-то непонятному, но весьма конечному. По крайней мере, не остаётся чувства недосказанности. Правда, язык, которым пользовался автор какой-то странный, со своими «гаивскими» словечками.
Что ж, фильм вышел очень хорошим, но не великим. А значит, Гаю Риччи есть куда расти дальше. И если он сам не забудет о словах Ласкера, выведенных эпиграфом к фильму: «Единственный путь стать умнее играть с более сильным противником», то когда-нибудь доберется до своих вершин. Впрочем, поживем, увидим.