Рецензия на фильм «Ретроспектива фильмов Гая Ричи: Рок-н-рольщик»
Режиссер: Гай Ричи
В ролях: Джерард Батлер, Том Уилкинсон, Тандиве Ньютон, Марк Стронг, Идрис Эльба, Том Харди, Карел Роден, Тоби Кеббелл, Джереми Пивен, Лудакрис
Ослепительное солнце сияет над Лондоном — новой культурной столицей мира, — однако невеселы лица крутых ребятишек из мелкой банды «Дикая шайка»! Главные пацаны банды по прозвищам Раз-Два (Джерард Батлер) и Мямля (Айдрис Эльба) связались с крутым мафиози Ленни (Том Уилкинсон), надеясь выгодно вложить некоторые накопленные денежки в постоянно растущую городскую недвижимость, а тот сделал ловкий ход конем, в результате чего ребятишки не только ничего не приобрели, но и еще остались должны Ленни весьма солидную сумму.
Впрочем, сам Ленни — эта акула недвижимости и санитар преступного мира — тоже в конце концов попал в переплет. Кто ему мешал обирать себе лондонских бандюганов и не лезть в высокие сферы? Никто! Но Ленни додумался связаться с русским олигархом Юрием Омовичем (Карел Роден), а тот хотя и поит партнера дерьмовым вискарем вместо хорошей водки (русские, sorry to say, постепенно теряют свои посконные традиции), но ему не только палец в рот не клади, а лучше вообще ничего никуда не класть — откусит всю голову вместе с бейцами.
Между тем поначалу сделка сулила Ленни огромные барыши: он взялся за семь миллионов евро пропихнуть для Абрам’Омовича разрешение на мощное строительство в элитном районе Лондона — дело в том, что Омовичу уже наскучил собственный стадион и собственная футбольная команда, которые он приобрел для разминки.
Омович поначалу был даже настолько любезен, что дал Ленни поносить свою любимую картину-талисман. Пусть картина, сказал Омович, повисит пока у вас и принесет удачу нашей сделке. А после сделки, ласково добавил Омович, принесете ее обратно. В смысле, что попробуйте не принести.
Разумеется, шеф, все пропало: гипс снимают, клиент уезжает! Блудный приемный сын Ленни — рок-н-ролльщик и наркоман Джонни Фунт (Тоби Кеббелл), который уже неоднократно инсценировал собственную смерть ради увеличения продажи альбомов, в очередной раз воскрес, залез в дом Ленни и украл любимую картину Омовича. Так что Ленни теперь в полном дерьме, и он требует от ближайшего помощника Арчи (Марк Стронг) немедленно найти похитителя и вернуть картину обратно.
Омович тем временем просит свою очаровательную бухгалтершу Стеллу (Тэнди Ньютон) отмыть, обналичить и доставить семь лямов для передачи Ленни. Но у Стеллы — муж гомосексуалист, ее тянет на приключения, поэтому ловкая бабенка дает Раз-Два наводку на перевозку бабок, в результате чего банда «Дикая шайка» похищает омовические деньги, чтобы отдать их Ленни за свои долги.
В общем, круговерть при этом начинается — просто не ходи купаться в Темзу, потому что там — американские раки, творение самого Ленни! В результате Ленни еще всем даст прокашляться, русский олигарх еще всем даст прокашляться, «Дикая шайка» как следует прокашляется, а Джонни Фунт взойдет на вершину экзистенциального наркотического бытия, вот увидите!
***
Конечно, Гаю Ритчи надо было как-то реабилитироваться: после блестящего фильма «Карты, деньги и два ствола» и великолепного «Большого куша» старина Ритчи слегка женился на Мадонне, после чего выдал ужасных «Унесенных морем» и якобы философскую тягомотину «Револьвер», в которой он пытался угодить и нашим, и вашим, но которая тем не менее провалилась с совершенно оглушительным треском.
Но потом Ритчи решительно порвал с Мадонной и своим прошлым «мистер Мадонна», в результате чего снял угарный (как обещалось) боевик «Рок-н-рольщик», в котором он обещал вернуться к лучшим традициям жанра.
Собственно, так оно и получилось — это действительно возврат к стилистике «Карт…» и «Большого куша». Более того, это не только возврат, но и фактически прямое клонирование. Все тот же набор большого количества самых разнообразных персонажей, все та же круговерть кучи денег, подставы, засады, факапы, стрелки, побоища и чуднЫе русские.
Ленни — чистый Кирпич из «Большого куша». Стиль абсолютно тот же самый. Вот только хороший актер Том Уилкинсон Ленни, в общем-то, не тянет. Получается, конечно, не настолько плохо, как в «Билли Батгейте», где Дастин Хоффман совершенно отвратительно изобразил Голландца Шульца, но заметно хуже, чем в случае оригинального Кирпича, сыгранного Аланом Фордом. У Форда Кирпич был брутален, психопатичен и страшен. Но при этом сам фильм представлял собой фактически буффонаду. «Рок-н-рольщик» снят значительно более мрачно и как бы правдоподобнее, но Ленни там получился совершенно гротескно-театральный. Видно, что хороший актер изо всех сил пытается изобразить крутого мафиози, но у него это не слишком-то получается.
Вина в этом не Уилкинсона, а Ритчи. Именно он, создавая этого персонажа, держал в уме Кирпича и снабдил Ленни приемами и ухватками Кирпича (даже каких-то дурацких американских раков придумал вместо традиционных британских свиней), а вот актера взял не слишком подходящего. В результате один из главных персонажей заметно провис.
Банда «Дикая шайка» явно перекликается с квартетом из «Карт…», а в образе Раз-Два очень много от Турецкого.
Идея с несокрушимостью русского Бориса Бритвы, блестяще сыгранного в «Большом куше» сербом Раде Сербеджиа, нашла свое отражение в «Рок-н-рольщике» в образах двух неубиваемых русских уголовников-зомби, которые как будто бы вышли из «Ночи живых мертвецов». Оно, конечно, смотрится прикольно, но мне показалось, что Ритчи с этими русскими явно переборщил. То, что было очень смешно с Борисом, в «Рок-н-рольщике» смотрелось как не сильно удачное повторение старого анекдота.
Русский олигарх Роман Абрамович, который в фильме воссоздан фактически один в один — фамилия Омович, загримированный под Абрамовича чех Карел Роден со знаковой трехдневной небритостью, футбольная команда и все такое, — выглядит также странновато. Оно понятно, что Ритчи как бы отображал новую существующую реальность, но тут нужно было тянуть или в правдоподобную сторону, или в откровенно карикатурную. У Ритчи получилось ни то ни се — так, какой-то странноватый намек. И что он хотел сказать эпизодом, когда Абрамович поит Ленни ужасным виски, я как-то совсем не понял. Ритчи действительно считает, что Абрамович покупает для гостей вискарь по пять баксов за галлон? Как-то мне при этом за державу становится обидно…
Также режиссер все-таки не удержался и вставил в картину несколько эпизодов, напоминающих «Револьвер». Обдолбанный Джонни Фунт, философствующий о жизни торчков на примере пачки сигарет, — оно, может, на кого-нибудь и произведет сильное впечатление, но мне показалось, что это явно лишнее. Равно как и несколько флешбэков, которые вставлены непонятно зачем и при этом явно снижают динамизм происходящего.
Впрочем, я все что-то поругиваю и поругиваю, а нужно сказать, что в фильме есть хорошего. Как верно заметил кот Бублик, Ритчи нынешний в этой картине более или менее удачно повторяет Ритчи прошлого, домадоннского. События круговертятся, герои попадают в различные передряги, «философствование» сведено к минимуму, среди персонажей, как обычно, фактически нет героев и злодеев — все по-своему интересны, все по-своему симпатичны или хотя бы любопытны, даже зомби-русские, не говоря уж об олигархе с растерянной улыбкой. Все они хотят срубить бабла, потратить бабла, отдать бабла, вернуть бабла и так далее. И все они ищут и находят неприятности на свою жопу — это основной стержень всех знаменитых картин этого режиссера.
Но Ритчи все же стал немного другим. Потерял, как Маргадон, былую легкость. Настоящий рок-н-ролл был в первых двух фильмах, а здесь, вопреки названию, уже не рок-н-ролл, а хотя и очень качественная, но попса. И в прошлых фильмах персонажи нередко совершали достаточно идиотские поступки, но это все выглядело каким-то жизненным, естественным и забавным. Здесь же — несмотря на то что Ритчи, как он утверждал в различных интервью, хотел показать «истинную жизнь современного Лондона» — очень многие вещи выглядят совершенно высосанными из пальца. Вот просто хотелось ему навертеть боевик положений вокруг неких событий, поэтому непьющий русский олигарх непонятно с какого бодуна одалживает случайному деловому партнеру картину, которую он бережет как зеницу ока, поэтому семь миллионов евро перевозят два офисных клерка, ну и так далее.
Тем не менее, если не докапываться до сценария, который заметно подурнел, смотрится это все динамично, персонажи колоритные, а в какой-то момент в картине ненадолго возвращается былой драйв. Но, к сожалению, действительно ненадолго. Хотя несколько эпизодов выглядят просто роскошно, особенно первое ограбление.
Из актеров очень понравился Марк Стронг, сыгравший подручного Ленни Арчи. Правда, он в этой роли совершенно невероятно напоминал Энди Гарсиа, но оно как-то и к лучшему. Да и характер персонажа был вовсе не клоном старых находок — Арчи являет собой тип как бы интеллигентного бандюгана.
Также Тоби Кеббелл в роли Джона Фунта выглядел более чем достойно. Яркий персонаж, отличное исполнение. Гай Ритчи грозится сделать у данного фильма пару продолжений, так вот, если он сконцентрируется на персонажах Арчи и Джона, может получиться интересное кино.
Резюмирую. Восторгов, как во время просмотра «Большого куша», никаких нет, но просмотра картина, безусловно, достойна. Я смотрел в оригинале, а народ утверждает, что для российского проката дубляж сделали более чем странный: из перевода Гоблина убрали мат-перемат, сам Гоблин озвучил Арчи (это зря, его голос совершенно не коррелирует с классным тембром Стронга), ну и в общем и целом на дубляж народ ругается. Я сам не слышал, поэтому ничего не могу сказать. В Сети также по поводу перевода Гоблина наводят критику. Так что лучше посмотрите в оригинале, тем более что для фильмов Ритчи это почти обязательно. Однако замечу, что чисто диалоговых классных моментов и языкового колорита в картине на порядок меньше, чем в «Картах…» и «Большом куше». Обидно, но ничего не поделаешь…
Оценки по пятибалльной системеЗрелищность 4
Актерская игра 4
Режиссерская работа 4
Сценарий 4
Кратко о фильме более или менее возвращение к корням
Нужно ли смотреть вполне можно
(с) Алекс Экслер www.exler.ru