Рецензия на фильм «Русалка.»

 

Режиссер: Анна Меликян

В ролях: Маша Шалаева, Евгений Цыганов, Ирина Скриниченко, Мария Соколова

Автор: Алекс Экслер

Российский южный городок у моря. Почти феллиниевская толстуха в одиночестве голышом купается в море, когда рядом с ее одеждой совершенно случайно оказывается лихой морячок (Максим Коновалов) — весь такой увольнительный, в парадняке, с цигаркой в знойном уголке прищуренной губы и с умопомрачительными рыжими кудрями под бескозыркой в белом чехле. Их страсть поднялась бурно, как волны Черного моря в момент раскатистого пятибалья. В результате этой случайной встречи родилась девочка Алиса (Анастасия Донцова).

К сожалению, ничего хорошего в этой жизни Алису не ждет. Мамаша Алисы из неуклюжей толстой девушки превратилась в толстую тетку с поломанной судьбой (Мария Сокова), и живут они втроем вместе с бабушкой Алисы (Альбина Евтушевская) в маленькой хибарке, а маме Алисы, чтобы прокормить мать и дочку, приходится горбатиться с утра до вечера.

Конечно, у Алисы есть свои мечты — например, ей хочется стать балериной. Но какая тут, к черту, балерина, объясняет ей мама, когда мама уродуется с утра до вечера, а личной жизни как не было, так и нет. А если вдруг и появляется кто из снимающих комнату морячков, которые готовы дать маме хоть капельку этой давно забытой личной жизни, так тут Алиса со своими детскими фантазиями о том, что мама должна хранить верность папе, которого она видела один-единственный раз в жизни, тут же портит все интимство.

После одного такого испорченного в результате злоумышленного поджога очередного раунда личной жизни мама призналась Алисе, что папа ее — волнительный морячок и одновременно негодяй, так что ждать, что он когда-нибудь вернется, нет никакого смысла. От такого признания Алиса перестала разговаривать — а просто так, потому что зачем говорить, если сказать толком нечего. Мама ее отдала в дурку для детей, а когда Алиса (Мария Шалаева) выросла — у нее на нервной почве проявились некие загадочные возможности. Например, она может сделать так, чтобы ее желания исполнялись. Подует она на сине, пардон, черно море молодецким подувом — тут-то буря и разгуляется, в результате чего весь их поселочек снесет к чертям собачьим.

Куда отправиться оставшейся без крова семье, если ей некуда податься? Разумеется, ехать в Москву, столицу нашей и их тоже родины. В Москве мама встретила прекрасного мясника, а Алиса встретила прекрасного принца Сашу (Евгений Цыганов). Прекрасный мясник — блудлив, как это водится у мясников, а Саша — свинячит по полной программе, как это принято у прекрасных принцев.

Но Алису не смущают Сашины пьянки-фиганки и наркоманства-интимства. Он же принц! А принц хорош всем — своей уродской работой, на которой Саша впаривает напыщенным придуркам участки на Луне, своей в корень обдизайненной квартирой, которая так и тянет суицидничать по полной программе, ну и своим очень своеобразным, хотя и традиционным для молодых одиноких москвичей солидного достатка образом жизни.

Сможет ли Алиса найти свое счастье в Москве? Разумеется, нет. Она же просто Русалка, а не Дельфин вроде Игоря Николаева…

Фильм "Русалка" сейчас — чуть ли не главная надежда российского кино. Восторженные рецензии большинства кинокритиков, приз "За лучшую режиссуру" в игровом конкурсе международной программы Американского международного фестиваля независимого кино в Сандэнсе в 2008 году, ну и самое важное — этому фильму доверено представлять Россию на "Оскаре".

Жанр картины создателями определяется как драма, однако это все-таки не драма, а нечто вроде трагикомедии с легким мистическим оттенком.

Мистический оттенок в виде неожиданной "сбычи мечт" главной героини и ее неожиданных вещих снов, на мой взгляд, явно лишний. Он, вероятно, должен наполнить фильм элементами сказки и эдакого волшебства, но на фоне весьма реалистичной истории о кусочке из жизни маленькой несчастной семьи все эти мистические оттенки смотрятся несколько неуместно. Снижают накал той самой бытовой драмы.

У "Русалки", как у хороших духов, две нотки, то есть картина действует по-разному во время и после просмотра. (Разумеется, я сейчас говорю исключительно о своих личных впечатлениях.) Во время просмотра мне много чего не нравилось. Не нравилась эта притянутая за уши мистика, не нравились явные сценарные дырки (например, на черта Алиса продолжала работать в этой дурацкой рекламе после того, как у нее появились деньги откупиться?), не нравились общая затянутость и нудноватость, а также надуманность некоторых эпизодов. И я даже сходу посчитал, что фильм — максимум на троечку с плюсом.

Но после просмотра возникло вполне приятное послевкусие и, раздумывая над этим фильмом, я понял, что он все-таки хорош, несмотря на все свои заметные недостатки. Потому что когда уже после просмотра картина не уходит из головы и продолжает вспоминаться, причем не своими ляпами и несуразностями, а общим светлым настроем и улыбкой главной героини — значит, это хорошее кино.

Актерские работы понравились все. Мария Шалаева, исполнившая главную роль, конечно, удивительная. Эдакий гадкий утенок, в какие-то моменты одной улыбкой превращающийся в прекрасного лебедя. Особенно здорово это заметно в эпизоде, когда камера из нее делает "лунную девушку", — прям волшебство какое-то! Мария выглядит совершенно естественной даже там, где сценарий уползает на какие-то искусственно-надуманные рельсы, играет очень искренне и показала себя яркой и характерной актрисой. Режиссер Анна Меликян говорила, что сценарий и писался специально под Марию, потому что никого другого на роль Алисы она себе и представить не могла.

Мария Сокова, сыгравшая маму Алисы, — это просто восторг! Задерганная толстушка с неустроенной личной жизнью изображена невероятно достоверно. Никаких перекосов в ту или иную сторону — она в меру стервозна и в меру несчастна. То есть именно так, как бывает в жизни: с одной стороны, ее осуждаешь за невнимание к собственной дочери, с другой — жалеешь за несчастную судьбу и отсутствие хоть каких-то перспектив.

Бабушка у Алисы также получилась очень колоритной. Что интересно, ее сыграла непрофессиональная актриса Альбина Евтушевская, которую ассистент по подбору актеров нашла в метро.

На роль "прекрасного принца" (он же впариватель Саша) Анна Меликян пригласила Евгения Цыганова — немногословного, но романтичного архитектора из "Питера FM". Цыганов тоже понравился. У "принца" на самом деле была самая сложная роль. С одной стороны, по сценарию он — свинья свиньей. Ну, точнее, молодой человек, попавший в коварные сети мерзкой работы, приносящей, однако, большие деньги. С другой — в него же влюбилась Русалка, а значит, данный персонаж у зрителей не должен вызывать отвращение.

Он и не вызывает. Та самая немногословность, откуда-то изнутри проявляющаяся романтичность и, в общем, весьма мощная харизма Цыганова срабатывают на все сто! Появись на его месте, например, тот же Гоша Куценко, картина тут же ушла бы в фарс. А так сохранились какой-то налет романтики и легкая, хотя и прерывистая нить некоей сказки.

В общем, я считаю, что посмотреть этот фильм не только можно, но и нужно. Потому что это настоящее авторское кино — не без недостатков и не без явных огрехов, но оно все-таки искреннее, талантливое и позитивное. На фоне современных российских фальшивых романтических комедий, псевдоблокбастеров, невероятно убогого "патриотизма" и ворованных боевиков только такие фильмы, как "Русалка", составляют действительно человеческое лицо российского кино. И за одно это Анне Меликян большое спасибо. Потому что она — не прогибается!

Оценки по пятибалльной системе
Зрелищность - 4
Актерская игра - 4
Режиссерская работа - 4
Сценарий  — 3
Кратко о фильме - не без недостатков, но симпатично
Нужно ли смотреть  — вполне можно

Другие рецензии:  Алексей Коропский
Полная версия сайта