Рецензия на фильм «Шерлок Холмс: Игра теней»

 

Режиссер: Гай Ричи

В ролях: Роберт Дауни мл., Джуд Лоу, Нуми Рапа, Рэйчел МакАдамс, Стивен Фрай, Джаред Харрис, Келли Райлли, Эдди Марсан, Джеральдин Джеймс, Жиль Лелуш

Автор: Алекс Экслер

Как известно, в первом фильме о приключениях безбашенного небритого наркомана, которого почему-то зовут Шерлок Холмс, было покончено с каменноликим Доктором Зло, в результате чего Лондон вздохнул свободно. Но вздохнул ненадолго, потому что тут же в бой вступил сам профессор Мориарти (Джаред Харрис), который, как известно, настолько гений преступного мира, что является Доктором Зло еще похлеще камменнолицего прошлофильменного доктора — ведь тот мечтал завоевать всего-то какую-то вшивую Великобританию, а нынешний Доктор Зло хочет поработить весь мир, сосредоточив в своих руках эксклюзивные поставки бинтов, арбидола и заодно еще всяких пушек и снарядов. 

Но только Шерлок Холмс (Роберт Дауни-младший) знает, кто скрывается под маской всемирно известного профессора, специалиста по… ну, в общем, по всякой профессорской фигне. Откуда у Мориарти берется время на завоевание всего мира, когда он постоянно пишет какие-то научные книги, читает лекции и разъезжает с этими лекциями по разным странам, — доподлинно неизвестно, но на то он и гений, чтобы все это многозадачно совмещать. 

Однако у Холмса есть и другие заботы, нежели распутывание зловещих сетей профессора Мориарти. Дело в том, что его задушевный друг Ватсон — таки женится, падлюка! От этого Холмс страдает, как Блок, не бреется, как Стэйтэм, нюхает кокаин до спазмов в носу и становится опасно возбужден. 

В результате мальчишник Ватсона превращается в форменный балаган: друзей Ватсона Холмс позвать позабыл, так что Ватсон вынужден пить и играть в карты, а Холмс занимается темными делишками с цыганкой Сэрой Симзой (Нооми Рапас), а потом долго и нудно бьется на кулачках и ножичках с пропахшим водкой и селедкой russian kazak Vas'ka, так что на следующий день и Ватсон, и Холмс предстают на свадьбе доктора в достаточно непотребном виде. 

Впрочем, Мориарти все равно планирует извести Ватсона и всю его семью до седьмого колена — просто чтобы досадить Холмсу. А Холмс планирует распутать всю сеть Мориарти и лишить того мирового господства — просто чтобы досадить всему научному сообществу.

Так что беготни и стрельбы будет — я вас умоляю!

***

К первому фильму Гая Ритчи о приключениях Шерлока Холмса и доктора Ватсона была, в общем, только одна серьезная претензия: никто не понял, при чем там вообще Холмс и Ватсон. И при чем там Лондон XIX века. Ритчи, который сейчас пошел по опасной стезе голливудского постановщика в стенах "Братья Ворон студии", с прославленным сыщиком поступил, в общем-то, стандартным голливудским способом: взял имена известных на весь мир литературных персонажей и слепил из них комиксоидный боевичок с легкими элементами детектива (я бы даже сказал — с гомеопатическими элементами детектива). Персонажа Шерлока он сделал совершенно безбашенным, Ватсона сделал почти отсутствующим, к Шерлоку приставил кавалерист-девицу Ирэн Сочи, ну и запузырил до кучи традиционного Главгада, который главгадствует по полной программе. 

Фильмец при этом получился — чистый комиксоид: эффектный, забавный, но и предельно бестолковый. Впрочем, Дауни-младший там оттягивался вовсю, Ирэн очаровательно хулиганила, главгад, скрежеща зубами, ждал своего неизбежного финала со сценой на заводе — в общем, посмотреть этот дурдом вполне можно было, особенно если запастись изрядным количеством горячительного плюс компанией добрых друзей и подруг славных. 

Собрал первый "Шерлок Холмс" аж $518 миллионов при бюджете в $90 миллионов, так что сиквел, а то и триквел, просто обязан был воспоследовать, ибо такова политика партии и правительства Голливуда. 

В сиквеле Гай Ритчи не стал уклоняться от выбранной первоначально линии. Все тот же комиксоид, все тот же обдолбанный Холмс, Доктор Зло уже в виде профессора Мориарти, кавалерист-девицу быстро вывели из строя и заменили значительно менее боевой цыганкой, Ватсон все так же выступает мишенью измывательств Холмса, нежная мужская дружба постепенно приближается к конкретному ахтунгу — Холмс неприкрыто ревнует приятеля, — Лондона стало на порядок меньше, появился самодвижущийся экипаж из "XX век наступает", зато стало заметно больше беготни со стрельбой, еще больше слоу-мо, а действие в основном перешло в область чистой абстракции. 

В этой части также появились не свойственные ранее Ритчи аллюзии к другим фильмам и прямые заимствования. Грим переодетого в женщину Шерлока в поезде — это чистый Джокер из "Темного рыцаря". Эффектная маскировка Холмса, одетого в костюм цвета обстановки, — напрямую сперто из "Розовой пантеры" 2006 года со Стивом Мартином и Жаном Рено — там это была ключевая хохма финала. Помирание животных и людей с последующим воскрешением после укола адреналина (или вытяжки из надпочечной железы овцы) прямо в сердце — в куче фильмов, включая "Криминальное чтиво". Ну и дальше там еще куча сцен, откуда-то позаимствованных: пулемет Гатлинга, бомба, положенная в саркофаг, бросание княжны (ну, в смысле, жены Ватсона) в надлежащую волну, ну и этот дикий kazak — отовсюду торчат ослиные уши пазла, который складывается из всего понемножку. 

Тем не менее я бы не сказал, что фильм получился откровенно плохой. Нет, он такой — как бы это сказать — старательный. Видно, что вбухано много денег (бюджет, кстати, не разглашается, но миллионов сто пятьдесят на него пошло совершенно точно), видно, что изо всех сил старались снять легко, динамично и эффектно. И временами там действительно все смотрится динамично и эффектно. 

Однако есть и заметные минусы, которые здорово мешали. О том, что это вообще не имеет никакого отношения к историям о Шерлоке Холмсе, мы даже и говорить не будем, тут давно все понятно. Холмс с Ватсоном стали до боли напоминать Хауса и Уилсона — это притом что персонаж Хауса изначально должен был напоминать Холмса. В первом фильме это еще не было так заметно, а во втором, когда издевательства Холмса над Ватсоном достигли апогея, "Хаус" полез со всех сторон. 

Профессор Мориарти — просто никакой. Причем известно, что на роль этого персонажа рассматривали очень ярких харизматичных актеров — Брэда Питта, Гэри Олдмана, Дэниела Дэй-Льюиса, Шона Пенна и Хавьера Бардема — ан нет, в результате взяли Джареда Харриса, который на профессора как раз похож, а на главгада, который держит в своих руках судьбы этого мира, — ну просто ни капелюшечки! 

А вот его подручный — полковник Себастьян Моран в исполнении Пола Андерсона — был на порядок интереснее. 

Майкрофта сыграл сам Стивен Фрай — как обычно, блестяще. Правда, я в упор не понял юмора сцены, когда Майкрофт дома расхаживал совершенно голый в присутствии миссис Ватсон, но Ритчи, как британцу, виднее — вероятно, господа из высших политических кругов только так себя всегда и вели в начале прошлого века. Или это какой-то, конкретно мне недоступный, "юмар".

Зачем сюда включили эту цыганку в исполнении Нооми Рапас — не понял, по-моему, вообще никто, в том числе она сама. То есть основная идея-то понятна — рядом с Холмсом-Ватсоном должно тусоваться что-то женское после выхода из строя Ирэн Адлер. Однако дальше "тусования чего-то женского" дело-то и не пошло: оно, конечно, в сценарии приплели какого-то мутного давно пропавшего брата цыганки, но выглядело это на редкость неубедительно, да и хорошо было видно, что Рапас толком не понимала, что и как ей играть. 

Всякие боевые сцены, коих тут немало, сделаны очень хорошо: драчки, стрелялки, погонялки, догонялки, пулеметная очередь сквозь весь вагон из серии "за сто тысяч долларов номер квартиры уже можно не называть", чудесная дуэль Ватсона с полковником Мораном, ну и прямо психоделический пробег по лесу ближе к финалу, который снят почему-то в стиле Джона Ву и смотрелся очень эффектно, разве что голуби почему-то ни из-за какого куста не взлетели.

В результате в общем и целом фильм смотрится неплохо — я бы даже сказал, что лучше, чем первый. Эдакая почти пародийная боевитая фантасмагория, где персонажи друг друга почему-то называют именами из Конан Дойля. Холмс старательно подкалывает Ватсона, Ватсон пытается жениться в обстановке непрекращающейся травли, Майкрофт вовсю снобирует, Мориарти делает вид, что ему очень нужно управлять этим миром, негодяи негодяйствуют, стреляют и пытаются биться на кулачках. В общем, жизнь идет. После просмотра в памяти остаются некоторые действительно смешные эпизоды (их там, если честно, очень даже немного), а все остальное смывается почти мгновенно — ибо чистый и незамутненный кинематографический фастфуд. Но приличного уровня, с хорошей боевиковой составляющей и эффектными декорациями. Вероятно, именно этим объясняется столь высокий рейтинг на IMDB — аж 7,7. Я бы поставил где-нибудь 6,4.


Оценки по пятибалльной шкале  
Зрелищность
Актерская игра
Режиссерская работа
Сценарий
Кратко о фильме
Нужно ли смотреть
 

5
4
4-
3
бодренько и глуповато 
можно

(с) Алекс Экслер www.exler.ru
Другие рецензии:  Анатолий Филатов
Полная версия сайта