Сильфида 2013
Сильфида 2013
Сильфида 2013
Музыкальные шедевры в цифровом кинотеатре «Океан». Театральный сезон 2013-2014
ПОСТАНОВКА:
- Композитор - Жан-Мадлен Шнайцхёффер
- Па де труа из первого акта (музыка) - Людвиг Вильгельм Маурер
- Либретто - Адольф Нурри
- Дирижёр - Эрманно Флорио
- Оркестр Парижской оперы
- Адаптация и хореография - Пьер Лакотт по Филиппу Тальони (1832)
- Сценограф - Мари-Клер Мюссон по Пьеру Сисери
- Художник по костюмам - Мишель Фресне по Эжену Лами
Первое представление «Сильфиды», созданной в 1832-м году Филиппом Тальони на мелодичную и ритмически точную музыку Жана Щнайцхёффера, состоялось 12 марта того же года в театре Королевской академии музыки (Гранд-Опера/Парижская опера).
Сюжет основан на фантастической новелле «Трильби, или Дух Аргели», принадлежащей перу французского писателя Шарля Нодье, который в духе времени обыгрывает противопоставление возвышенного мира грез - ничтожности земной юдоли слёз. На первый взгляд, это обычная балетная сказка — крестьянин Джеймс, оставив дом и невесту ради прелестной девы воздуха Сильфиды, невольно губит свою избранницу. Но за сюжетными перипетиями встает столь дорогая романтикам прошлого века мысль о несовместимости поэзии и прозы жизни, о непреодолимом противоречии между духовным идеалом и чувственно-земным бытием.
I действие
Дом фермера Джеймса в Шотландии. Накануне свадьбы ему является полюбившая его прекрасная дева воздуха — Сильфида. Очарованный юноша пытается прикоснуться к ней, но Сильфида исчезает. Джеймс полон мыслей о таинственном существе…
Появляется Эффи — невеста Джеймса, приходят гости. Веселье, танцы… Колдунья Мэдж, пришедшая предсказать молодым их будущее, пророчествует, что Джеймс не женится на Эффи и называет Эффи другого жениха — Гурна. Джеймс прогоняет колдунью, успокаивает невесту.
…Вновь и вновь появляется Сильфида, и, не в силах более совладать с собой, Джеймс устремляется за ней.
II действие
Джеймс и Сильфида в волшебном лесу. Стремясь удержать Сильфиду, влюбленный Джеймс обращается за помощью к колдунье Мэдж. Колдунья таит обиду на юношу — она помнит, как он прогнал ее, когда она пришла погадать Эффи. Мэдж предлагает Джеймсу волшебный шарф, с помощью которого он сможет пленить неуловимую Сильфиду. Джеймс набрасывает шарф на плечи Сильфиды, но это прикосновение гибельно для нее. Крылышки опадают, с ними уходит ее жизнь и она умирает на руках несчастного юноши.
Подруги уносят Сильфиду в облака. Джеймс в отчаянии… Вдали проходит свадебное шествие, сопровождающее Эффи и Гурна.
Реставрация, а точнее, свободная, хотя и стилистически точная, реконструкция «Сильфиды», предпринятая в 1971-м году Пьером Лакоттом, первоначально предназначалась французскому телевидению. Восторженный прием работы Лакотта у публики и критики уже на следующий год обеспечил балету место в репертуаре Парижской оперы, а затем на сценах ведущих театров мира.
Именно в «Сильфиде» балерина впервые поднялась на пальцы не для эффекта, но ради образных задач. Героиня Тальони действительно казалась существом сверхъестественным, не женщиной, а духом, попирающим законы притяжения, когда танцовщица «скользила» по сцене, почти не прикасаясь к полу, и замирала на миг в летучем арабеске, будто поддерживаемая чудесной силой на острие выгнутой стопы.