Это новый мир, детка! Это новый мир!

Рецензия на фильм «Спиди-гонщик»

 

Постер фильма

Режиссер: Энди Вачовски, Ларри Вачовски

В ролях: Эмиль Хирш, Кристина Риччи, Мэттью Фокс, Сьюзан Сарандон, Джон Гудман, Скотт Портер, Мельвиль Пупо, Rain, Ричард Раундтри, Хироюки Санада, Бенно Фюрманн, Роджер Эллэм, Питер Фернандес

Автор: Алексей Коропский

То, что за семьдесят с лишним лет не удалось импотентным коммунистам, имевшим в распоряжении практически безграничные ресурсы, уже во второй раз смогли с весьма скромным по мировым меркам бюджетом осуществить братья Вачовски — они свой, они новый мир построили.

«Спиди-гонщик» — на настоящий момент самый недооцененный фильм этого года. И в этом заключается его главный парадокс. В этом фильме есть все, что любят зрители: красочность, высокотехнологичность, экшн, юмор, даже животное забавное присутствует, как водится. Плюс традиционная незамысловатая история про простого паренька, одерживающего верх над могущественными корпорациями, олицетворяющими зло, и мощный мультипликационный бэкграунд (все мальчишки и девчонки, прилипавшие к телеэкранам, как раз уже выросли, и должны бы уже своих детей вести на кино с историей из своего детства). Разве мог хоть кто-нибудь предположить, что все сложенное вместе это даст такой ошеломляющий кассовый провал? Это противоречит любой логике.

Но «Спиди-гонщик» — это произведение искусства. Пусть массового, пусть развлекательного, пусть с приставкой «поп-», пусть самого низкого рангом, но искусства. Наверное, в этом и состоит причина его коммерческого краха. Массовый зритель ох, как далек от искусства в любом его проявлении, даже от такого, которое на него, массового зрителя, и нацелено. При этом мотивация отказа от просмотра может быть диаметрально противоположной (от «Фильм слишком детский», до «Там такие заумные и скучные диалоги»), но вся она сводится к тому, что «Спиди-гонщик» недостаточно хорош для конкретного зрителя. Правда, не поймешь, то ли зритель этот ставит себя выше фильма, то ли фильм оказывается выше зрителя.

Да ну и черт с ними. Нам больше достанется. Сидя в первом ряду, один на один с экраном, я с каждой минутой все больше проникался чувством превосходства над теми болванами, что сочли этот фильм недостойным себя — нет, они, конечно, правы: и фильм их недостоин, и они фильма недостойны. Надо лишь правильно акценты и интонации расставить.

«Спиди-гонщик» оставляет после себя три эмоции: восхищение, восхищение и восхищение. Первое восхищение оставляет режиссерская работа. Любой человек, хоть раз задумывавшийся о кухне кинопроизводства, о том, каково это быть режиссером, сможет оценить, насколько виртуозная это работа — снимать кино «вслепую», имея возможность увидеть хотя бы приблизительный результат только через несколько месяцев после съемок. А ведь «Спиди-гонщик» — это на 90 % воображаемый мир, и чтобы живые актеры смогли в него органично вписаться, режиссеры Вачовски должны были отчетливо представлять каждую деталь этого мира в любой момент съемок. Только так можно было добиться такой безупречной режиссуры, которую можно с удовольствием наблюдать в «Спиди-гонщике».

Второе восхищение, конечно же, от визуального ряда. Целый, цельный и целостный виртуальный люминесцентный мир, в котором нет места серости и недочетам, поглощает, окружает и изменяет восприятие. Нет еще таких эпитетов, что адекватно бы описали все это графическое великолепие, буйство красок и текстур и этот неземной монтаж. Здесь все возведено в максимум, стрелки всех датчиков переместились в красную зону. Эффектный монтаж здесь — не художественный прием, а объективная данность, не стесняющаяся своей насыщенности; компьютерная безупречность здесь — не достижение, а само собой разумеющийся минимальный уровень; воображаемый мир здесь — реальность.

И, наконец, третье восхищение. Просто восхищение. «Спиди-гонщик» своим бешеным ритмом смещает границы сознания. Все показатели неизбежно изменяют свою норму. Почти наяву ощущаешь, как пленка в проекторе, стартовав с черепашьей скоростью 24 кадра в секунду, постепенно разгоняется и к финалу не укладывается уже в несколько сотен кадров в секунду. Без замеров чувствуешь, что 70 ударов сердца в минуту, когда-то бывшие нормой, теперь почти что равны полной его остановке, а норма превышает эту цифру в несколько раз. От напряжения финальной гонки пальцы на руках можно сгрызть по самые локти. И это даже не безумие — больше нет, так теперь будет всегда. Это новый мир, детка, новый мир!

Энди и Ларри Вачовски опять опередили время. Через 5-10-15 лет так будет снимать каждый второй, но сегодня они остались непонятыми большинством. Это частая участь гениев.

Другие рецензии:  Олег Анохин

Билеты на события города

Билеты на событие «Концерт «Музыка ХХ века»» во Владивостоке
Суббота, 23 ноября 2024
Приморская сцена Мариинского театра
Билеты на событие «Детская программа «Сегодня говорим про мам»» во Владивостоке
Воскресенье, 24 ноября 2024
Приморская краевая филармония
Билеты на событие «Концерт «От барокко до классицизма». Стеклянная арфа & орган» во Владивостоке
Воскресенье, 24 ноября 2024
Церковь Святого Павла

Полная версия сайта