Рецензия на фильм «Спайдервик: Хроники»
Режиссер: Марк Уотерс
В ролях: Сара Болджер, Фредди Хаймор, Дэвид Стрэтэйрн, Мэри-Луиз Паркер, Мартин Шорт, Джоан Плоурайт, Тод Феннелл, Эндрю МакКарти, Изабелла Майко
Как сейчас помню. Детство. Я сижу со стаканом компота в кресле, затаив дыхание. В видеомагнитофоне заряжена «пиратка» с обеими частями «Бесконечной истории». Во дворе их еще почти никто не видел, но все только о них и говорят. И вот зеленокожий парнишка вместе со своим лоховатым другом родом с загнивающего Запада летят на белом драконе с собачьей головой и умными глазами в Башню из Белой Кости. И дыхание перехватывает от осознания того, что сказка – она всегда рядом, стоит лишь однажды повернуть не туда. Сегодня, на премьере «Спайдервик. Хроники», в век айподов и сони-эрикссонов, не хватало разве что того компота в руке. Остальное не изменилось. Сказка по-прежнему ждет только вас, она даже совсем не состарилась. И оставаться неблагодарным за это фантастическое ощущение а-ля «детство наносит ответный удар», по меньшей мере, несправедливо.
Поначалу кажется, что перед нами вторая часть какого-нибудь «Артура и минипутов», который был снят для кого угодно, но только не для детей. Впрочем, возможно, что и для детей, но если все дети сегодня такие, то не хотел бы я оказаться поблизости, когда они вырастут. Тогда нам подсовывали бездушную поделку, где сказочные существа разговаривали чуть ли не голосом Тимати, а скучно становилось сразу после вступительных титров. Некоторым, возможно, сюжетная завязка покажется калькой с «Моста в Терабитию», но та прозрачная хрустальная история заставляла родителей задуматься о хрупкости человеческих отношений в целом и любви в частности гораздо сильнее, чем их отпрысков, которые, ясное дело, и слов-то таких не знают. «Нарния»? Библейская философия, утратившая всякий смысл после того, как ее измазали в бюджете и вываляли в спецэффектах. «Звездная пыль»? Да кто вам вообще сказал, что Нил Гейман писал для детей?! «Звездный компас»? Роскошно, потрясающе красиво, но на этот фильм надо ходить, как в музей, руками не трогать: здесь вас вообще не особо ждут. «Мой домашний динозавр»? Ха-ха-ха. От того простого факта, что в фильме «Бэйб» свинью с щетиной заменили на морского дракона, сказки больше не становится. Если кто-нибудь и в силах сейчас объединить детей и взрослых по одну сторону баррикад, то «Спайдервик. Хроники» вполне себе кандидат на место лидера.
Что касается пропорций, то они соблюдены практически идеально. Сюжет моментально хватает зрителя за шкирку и уже не отпускает, подобно какому-нибудь огру или троллю, которых вокруг тьма-тьмущая, надо только глядеть на мир через волшебный камень с дыркой. Ну, или на худой конец получить от хобгоблина Пискуна плевок в глаза, который не то, чтобы божья роса, но работает исправно, от шор избавляет на счет раз. Всех этих тварей, от сильфов и эльфов до грифонов и домовых, звать особенно не надо. Во-первых, когда захотят, сами придут, а во-вторых, явление большинства из них народу ничего хорошего этому народу не сулит. Но уж если явились, надо расхлебывать.
И семейке из двух близнецов младшего школьного возраста и сестры пубертатного периода как раз этим и придется заниматься. Ситуация осложняется тем, что один из братанов – явно будущий член какого-нибудь Сопротивления, антиглобалист или анархист, не признает идеалов и кладет на эйджинг, а другой – ботаник и тихоня, для которого свет в окошке – зоология и кошки. Сестра и вовсе плевала на все эти сказки, она почти взрослая и занимается фехтованием. Компания, что и говорить, разношерстная, особенно, если учесть, что по ходу дела им придется объединиться со своей теткой, которая последние n-цать лет провела в дурке, а также найти прадедушку, который, как все прадедушки в сказках, и является первопричиной и корнем всех зол.
Впрочем, не стоит так углубляться. Лишить зрителя неподдельного удовольствия от созерцания свиньи о двух пятаках, которая питается птичками, грифона, который тоже, оказывается, «птичка, только с развитой мускулатурой», домового Портняжки, который говорит стихами что твой Снуп Догги Дог, и прочей нечисти, вступающей друг с другом в кровопролитную конфронтацию, довольно подло. Конфронтация, к слову, заканчивается натуральной «кровавой баней», но родителям опасаться нечего: остроумно обыграв затертый штамп, режиссер подменяет кровь томатным соком. Восторга от этого, к счастью, меньше не становится.
Никакой фривольности. Никакой неоправданной жестокости. Исключительно достоверный и с любовью исполненный сказочный мирок, который делают мелочи, вроде того, что Портняжка поедает мед в промышленных масштабах, а подручного главзлодея-огра зовут Редкэп (Красные Шапки – персонажи ирландской мифологии, отвратительные, надо сказать, твари). При этом кино не выглядит детской погремушкой, обезжиренной «агушей от трех до пяти». Тут хватает и экшена, и боевых сцен, и юмора, и даже слезливых сцен. С последними, впрочем, вышла накладочка: когда после победы над огром сын-бунтарь заявляет матери: «Я хочу с тобой жить!», в зале звучит здоровый смех: в самом деле, где они собираются жить, когда последние десять минут их единственный дом громила орда тварей из потустороннего мира?! В дурдоме, где после тетки как раз комната освободилась?
Всерьез, конечно же, придираться к этому не стоит. Сказка – это всегда подарок, а подарки всегда берут и благодарят. Кто не согласен, сходите-ка на кухню, проверьте, не стало ли там меньше меда, запасенного с прошлого лета. Сказка ложь, да в ней намек, говорите? Намек понят.