Рецензия на фильм «ССД (Страшилки Советского Детства)»
Режиссер: Вадим Шмелев
В ролях: Анфиса Чехова, Евгения Хиривская, Станислав Эрдлей, Артем Мазунов, Александр Макогон, Станислав Шмелев, Екатерина Носик, Игорь Арташонов
Еще до премьеры родители «ССД» совершили все ошибки, которые только могли. Чудовищного качества постер не мог вызвать решительно никаких эмоций, кроме безудержного смеха. Просочившиеся стараниями продюсеров в сеть фото со съемок были похожи на любительское порно категории «снафф» для тех, кто не в теме: это когда перед камерой помимо, собственно, акта любви, партнера в финале еще и убивают. Да и репутация режиссера Шмелева практически не оставляла надежд: если и есть рекомендация хуже, чем «От автора «Кода Апокалипсиса», то ее нужно еще серьезно поискать. На удивление, все получилось куда лучше, чем могло бы: «ССД», конечно, ни на секунду не стал какой-либо значимой вехой, но серьезным ответом «Я знаю, о чем вы кричали прошлым летом в пятницу, 13-ое, когда она пришлась на Хэллоуин» почему бы и нет. А то, что с этим ответом мы опоздали лет этак на пятнадцать и в результате надобность в нем под большим вопросом – дело, братцы, совершенно десятое.
«ССД» вполне себе типичный слэшер, который совсем не пытается прыгнуть выше головы и открывать континенты с горизонтами. Более того, господин Шмелев, похоже, образумился и понял, что в этом поджанре ничего нового открыть нельзя в принципе – это вам не адронный коллайдер запускать. Как говорили персонажи одного известного фильма, «Тут все уже украдено до нас»: все возможные девичьи груди уже проткнуты острыми кольями, все мыслимые головы уже отрублены лопатами, руки разной степени мускулистости отсечены топорами, а косы, серпы, мотыги, тяпки, кухонные ножи, сковородки, разделочные доски, огнетушители, бейсбольные биты, клюшки для гольфа и даже вязальные спицы в подобного рода зрелищах давно уже не воспринимаются иначе как орудия смертоубийства и кровавого разбоя.
История о том, как десяток подростков разной степени симпатичности оказывается на реалити-шоу в заброшенном пионерлагере, просторов для фантазии не оставляет. С первых кадров очевидно, что убьют практически всех, кто-то окажется подлым предателем, а кто-то – реализует хитрый план и спутает остальным все карты в самом финале. Бабские истерики, склоки, распри и прочая чепуха тоже, конечно же, совершенно неминуемы – закон жанра. Будет и обязательный «и-смех-и-слезы-и-любовь», и перверсии, и борьба за лидерство, и максимально нелогичные действия и поступки, и даже небольшая беременность. Как говорится, deja vu-deja vu, you know me, i know you. Это само по себе и неплохо: все равно главная задача – не испортить уже имеющиеся наработки, «не перелить маянезика», чем часто грешат фильмоделы, которых заносит на поворотах.
Не переборщили. Особо страшно, конечно, не будет никому, кроме самых маленьких – ну в самом деле, кого в наши дни можно напугать отрезанной башкой, перегрызенной глоткой или арбалетной стрелой в голову? Конечно же, не обойдется и без выключенного в нужный момент света, и без Всевидящего и Всеслышащего Маньяка, и без некоего даже налета мистики с фантастикой. В общем и целом, все на уровне, придраться особо не к чему, кроме, разве что, абсолютно невменяемого финала, который то ли сделан с прицелом на вторую часть, то ли вообще является монтажной ошибкой и появился из какого-то совсем другого фильма, то ли просто на хрен никому не нужен и приклеен, в общем-то, по нелепой случайности. Но, положа руку на сердце, можно пережить и его – нестрашно. Вот именно, что не страшно.
Обидно другое. Как ни старайся режиссер Шмелев снять первый отечественный слэшер, как ни выкладывались молодые, ха-ха-ха, дарования проявить все свои небогатые таланты, как ни распевай Илюша Лагутенко веселую песенку про то, кто ушел из этой банды первым, на саундтреке, все равно «ССД» запомнится зрителю совсем другим. И что обиднее всего – для этого «другого» весь фильм смотреть совершенно необязательно.
Ведь обнаженную грудь Анфисы Чеховой в процессе омовения в душе все равно показывают в первые пятнадцать минут.