Космос как предчувствие

Рецензия на фильм «Звездный Путь»

 

Режиссер: Джей Джей Абрамс

В ролях: Крис Пайн, Закари Куинто, Эрик Бана, Вайнона Райдер, Зои Салдана, Карл Урбан, Брюс Гринвуд, Джон Чо, Леонард Нимой, Саймон Пегг, Антон Ельчин, Клифтон Коллинз-мл.

Автор: Анатолий Филатов

Западу сложнее. Большинство текстов о «Звездном пути» у них начинаются примерно так: «Нет, ребята, вы не подумайте ничего такого, я-то всегда был фанатом «Вавилона-5», а «Стар Трек» и посмотрел-то, потому что профессия такая…». Нам оправдываться нет никакой нужды. Со вселенной «Звездного пути» мы были знакомы разве что по игроизациям, которые (по крайней мере, до 2006 года – не знаю, как с этим обстоит сейчас) выходили с частотой «раз в полгода штука» и по уровню качества колебались от «так не должно быть» до «так не должно быть никогда». То есть никакого противостояния, войны брендов, битв ряженых фанатов – ничего. Если поклонники «Стар Трека» и имели какой-то удельный вес в касте отечественных ненормальных, то, по крайней мере, вели себя тихо и ходили опасно, не вызывая интереса ни к своей персоне, ни к объекту поклонения. Расслабились. Тем яростнее оказался вихрь атаки, обрушенной на многоопытных нас Дж.Дж.Абрамсом.

«Звездный путь» даже трудно с чем-то сравнивать. Последний раз схожие впечатления довелось испытать в 2005 году (нашей, как не удивительно, эры), когда на экраны вышла «Миссия Серенити», тоже, кстати, полнометражная экранизация телевизионного шоу. Роднит ее с «Путем» не только это. В «Серенити», помнится, было прекрасно решительно все: от сюжета о дальнобойщиках, Жнецах и Пожирателях до самоубийственной иронии, с которой персонажи встречали каждый новый, не сулящий ничего хорошего, день. «Звездный путь» играет на том же поле с одним только отличием: он еще прекраснее, если только уместно в подобных эпитетах измерять качество космических опер.

Главная заслуга Абрамса, пожалуй, в том, что и на этот раз (а до этого — в “Cloverfield”, “Mission: Impossible-3”, “Lost”) ему удалось создать на экране настоящую команду. Если кому-то кажется, что это довольно легко, пусть глянет на четвертый, к примеру, «Форсаж» — тот, в котором два убытка с помойными рожами весь фильм тянут и без того дырявое одеяло на себя, или на последнее отечественное достижение в области — «Возвращение мушкетеров». Команда звездолета Enterprise – это именно те люди (ну, или не совсем люди… или не всегда люди), с которыми хочется отправиться исследовать бесконечный космос на сколько угодно лет. Скотти, док, Ниода Ухура, Павел Андреевич Чехов, Спок (даже два Спока!) и, конечно же, капитан Джеймс Тиберий Кирк ведут себя в миллион раз осмысленнее, логичнее и эмоциональнее, чем все те странные люди, которым вы каждый день выставляете оценки на ваших «Одноклассниках». У этой команды не все гладко, да и не бывает гладко, когда на твоих глазах планету с шестимиллиардным населением засасывает в черную дыру, но из любой ситуации они выйдут с честью. Даже если со слезами на глазах.

Ситуаций, между тем, хватает. Чрезвычайно вкусная история о взбесившемся ромуланце Нероне, поклявшемся уничтожить всю Федерацию, швыряет экипаж «Энтепрайза» через световые годы, через расстоянья. Оказывается, колоссальные звездолеты – те же щепки в водоворотах: носятся странными маршрутами, то пропадая из вида, то вдруг появляясь в самых неожиданных местах. Но как же красиво это у них получается! С визуальной стороны «Звездный путь» безупречен. Местный космос — космически красив, дизайн кораблей – и земных, и ромуланских, и вулканских — выверен до мелочей, а при появлении единственного, скажем так, представителя неземной фауны, хочется спрятаться – Монстро в миниатюре.

Стабб в «Моби Дике» сказал однажды: «Я не знаю толком, чем все это кончится, но что бы там ни было, я иду навстречу концу, смеясь». Так и команда «Энтепрайза» — не знает, но идет. Так и мы – идем, но хотим, чтобы этот путь не заканчивался никогда.

Другие рецензии:  Олег Анохин,
Полная версия сайта