Рецензия на фильм «Ограбление на Бейкер-Стрит»
Режиссер: Роджер Доналдсон
В ролях: Джейсон Стэтэм, Саффрон Берроуз, Стивен Кэмпбелл Мур, Дэниэл Мэйз, Джеймс Фолкнер, Элки Дэвид, Майкл Джибсон, Ричард Линтерн, Дон Галлахер, Дэвид Суше, Питер Баулз, Крэйг Фэйрбрасс
Старина Терри Лизер (Джейсон Стэтем) более или менее примерный семьянин: у него очаровательная жена Венди (Кили Хоус) и две маленькие дочери. Терри изо всех сил старается обеспечить семью так, как полагается, однако у него это плохо получается. Лизер вырос в весьма неблагополучном районе Лондона, никакого достойного образования не получил, да и некоторые "профессиональные" навыки, впитанные им в детстве и юности, не позволят парню занять пост менеджера в какой-нибудь достойной корпорации. В результате Терри является владельцем магазинчика-автомастерской, в котором торгуют подержанными автомобилями и проворачивают всякие мелкие преступные делишки: скручивают спидометры, потихоньку толкают ворованные машины в общем, выживают, как умеют.
Разумеется, такой бизнес вовсе не то, о чем Терри мечтал в детстве, пробуя свою первую пинту пива. Кроме того, дела у мастерской идут паршивенько, Терри довольно прилично задолжал местному районному авторитету, так что в относительно ближайшее время у него могут начаться серьезные проблемы с коленными чашечками. Поэтому когда у Терри на горизонте вдруг возникла подруга детства Мартин (Саффрон Берроуз), которая предложила весьма крупное дельце, Терри сразу согласился.
Между тем дельце непростое. Терри должен ограбить банк на Бейкер-стрит. Конечно, обычно банки грабят профессионалы, но, по мнению Мартин, в данной ситуации должен справиться даже дилетант Терри со своими парнями: у банка неделю будет отключена сигнализация, а рядом с ним расположен сдающийся в аренду магазин, через который можно сделать подкоп прямо в хранилище. Мартин утверждает, что эту информацию ей на пьянке сообщил один подвыпивший знакомый, который ни на какую долю не претендует.
Терри подозревает, что Мартин как минимум не договаривает. Владеть такой информацией и разболтать ее знакомой на пьянке? Это надо быть полным идиотом. Терри догадывается, что таинственный информатор Мартин вовсе не идиот. Но Лизер при этом не знает главного: этот информатор сотрудник британских спецслужб Тим Эверетт (Ричард Линтерн). Именно спецслужбы инициировали данное ограбление: им нужно добраться до ячейки № 118, в которой один одиозный драгдилер и сутенер Майкл Абдул Малик, выдающий себя за непримиримого борца с расизмом и угнетением, по совету своего друга порнографа Лу Вогеля (Дэвид Суше) держит конверт с компрометирующими фотографиями. Компромат у Абдула Малика очень серьезный и касается самых высокопоставленных персон Великобритании. Поэтому драгдилер себя так вольготно чувствует в Лондоне: спецслужбы не смеют его тронуть, пока не добрались до компромата.
В результате у руководства МИ-5 и возникла мысль попробовать чужими руками достать изюминку из глинтвейна: если ограбление состоится, спецслужбы заберут у дилетантов компромат Малика, после чего уберут дилетантов. Если не состоится и дилетанты попадутся ну что ж, наплевать на этих чертовых лузеров.
Впрочем, так как Терри что-то подозревает, он постарается принять определенные меры предосторожности. Хотя на самом деле на него и его подручных при подобном раскладе нельзя поставить и пенни уж больно рискованное предприятие.
В анонсах фильма "Ограбление на Бейкер-стрит" красуется надпись "Основано на реальных событиях". Это правда. И действительно в Лондоне в 1971 году было совершено одно из самых громких ограблений банка. Судя по всему, ограбление было инициировано МИ-5 именно с целью заполучить в свои руки компромат на высокопоставленных особ. (Ходили слухи, что снимки имели отношение к принцессе Маргарет, сестре Елизаветы II.) Грабители похитили денег и драгоценностей на огромную по тем временам сумму в 8 миллионов долларов, но по факту кражи никого впоследствии не арестовали. МИ-5 тут же засекретила все материалы по данной истории, поэтому ограбление на Бейкер-стрит осталось самым загадочным преступлением Великобритании.
Сейчас, спустя почти сорок лет с момента описываемых событий, какие-то документы рассекретили, но полную картину ограбления не удалось воссоздать до сих пор так же как и выяснить, кто именно в этом всем участвовал. Поэтому фильм это совершенно вольная реконструкция, в которой фигурирует пара-тройка реальных лиц, а практически все остальные плод фантазии сценаристов Дика Клемента и Яна Лафренейса.
Впрочем, от зрителей особо и не скрывают, что речь идет не о документальной реконструкции, а просто о криминальной драме, основой сценария которой стала нашумевшая старая история.
Поставлено это все по-британски основательно, причем, что приятно, в фильме нет и следа подражанию Гаю Ритчи а этим страдали (или наслаждались) многие британские криминальные картины, снятые в последние девять лет. Более того, нет и следа модных голливудских тенденций: бесконечного мельтешения ручной камеры и бешеного клипового монтажа, что также радует.
"Ограбление на Бейкер-стрит" напоминает старые британские фильмы с Майклом Кейном: неторопливое развертывание повествования, меньше болтовни больше дела, одна пинта пива за обедом и две истинно британские шутки на всю картину. Или одна? Нет, все-таки две.
Впрочем, Джейсон Стэтем в роли Майкла Кейна проигрывает по нескольким фронтам. При всем уважении к этому колоритному и, безусловно, харизматичному актеру данная роль все-таки совершенно не его. Стэтем отлично играет персонажей, которые мало говорят и много (а главное быстро) действуют. Но какие-либо эмоции ему практически недоступны. Даже Шварц ухитрялся изображать по крайней мере одно эмоциональное состояние, кроме безразличного блеска чьего-то скорого убийства в глазах, для этого он поднимал правую бровь, и становилось понятно: ШВАРЦ ЧТО-ТО ЗАДУМАЛ. А у персонажа Стэтема, когда ему полагается испытать какие-то бурные эмоции, только щетина начинает заметно быстрее расти более ничего.
В результате одна из главных ролей проседает. Особенно когда в самом начале в мастерскую к Терри приходят двое громил и назидательно портят автомобили, а Лизер не только не отбил у них охоту к любому дальнейшему размножению, но и даже не рявкнул на них как следует зрители от этого испытывают определенное разочарование. Не таков наш Стэтем! Его персонажи не прощают оскорблений на том стоят кассовые сборы!
И даже тот факт, что Терри во второй половине фильма разочек кому-то все-таки начистил физиономию, общую картину уже не меняет. В этом фильме драк практически нет, налицо чистое психологическое противостояние. И эту психологию Стэтем, к сожалению, не вытягивает, хотя имеющаяся харизма несколько сглаживает данный печальный факт.
Остальные персонажи заметно лучше. Самый яркий из них Дэвид Суше, сыгравший сурового порнографа Лу Вогеля. Суше прославился исполнением роли детектива Пуаро, а здесь ему выпал шанс сыграть одного из главных злодеев. Шанс был использован на все сто, злодей получился превосходный, и Суше здесь даже чем-то напоминал легендарного Лоренса Оливье. Также очень понравился Ричард Линтерн, сыгравший Тима Эверетта из МИ-5. Эверетт персонаж совершенно неоднозначный. С одной стороны, это представитель спецслужбы, которая подставила ни в чем не повинных людей и явно не остановится перед тем, чтобы их просто убить, когда они выполнят задание. С другой у него есть определенные моральные принципы, и в общем и целом этот Тим даже вызывает некую симпатию, особенно в конце фильма.
Саффрон Берроуз в роли Мартин хороша. Она не то чтобы показывает какую-то замечательную актерскую игру, однако актриса красивая и выглядит очень эффектно.
Но основные достоинства фильма, на мой взгляд, все-таки заключаются в сюжете. С какого-то определенного момента действие раскручивается достаточно лихо, и картина смотрится очень и очень захватывающе: персонажам действительно сопереживаешь и надеешься, что они все-таки смогут выпутаться из той суровой ситуации, в которую они попали.
Впрочем, так называемое послевкусие у картины так себе. Смотрится это все с удовольствием, но уже после просмотра в голову начинают лезть всякие алогизмы, несостыковки и так далее. Но их лучше гнать прочь. Какая, в конце концов, разница, кто там, зачем, почему и с какой целью? Смотрится картина действительно хорошо, а что еще надо? Кроме того, я вообще люблю британские фильмы и британский акцент, а уж с этим у "Ограбления" все в полном порядке!
Оценки по пятибалльной системе
Зрелищность — 4
Актерская игра — 4
Режиссерская работа — 4
Сценарий — 4
Кратко о фильме — ровно и захватывающе
Нужно ли смотреть — вполне можно
(с) Алекс Экслер www.exler.ru