Рецензия на фильм «Нефть»

 

Постер фильма

Режиссер: Пол Томас Андерсон

В ролях: Дэниэл Дэй-Льюис, Пол Дэйно, Кевин Дж. О'Коннор, Сайэрэн Хайндз, Расселл Харвард, Мэри Элизабет Барретт, Кевин Брезнахан, Коллин Фой, Ханс Хауз, Джон Керри

Автор: nitzer

Я помню похожее чувство. На «Неубиваемом» (который у нас обозвали «Доказательствами смерти»). После получаса дурацкой девчачей болтовни, этого даже не потока сознания, а качественного наплевательства над ожиданиями мужской половины аудитории (как минимум), вдруг – ВАУ! – обалденная захватывающая погоня, неожиданная эмоциональная разрядка и полное торжество над силами Мерзости!!! (включая «Каноны создания Шедевральных картин», издание Iе). Разумеется, столь запомнившиеся минуты girl-power совершенно оправданно требовали длительной подготовки ничего не понимающего уже зрителя. С этим я готов согласиться. Браво, Маэстро Квен, я согласен, чтобы меня и дальше дурачили ТАК.

Если Вы досидите до последней сцены «Нефти» (которая на самом деле «И будет кровь»!), то, возможно, тоже испытаете нечто подобное. Сам фильм, однако, не может похвастать синефильской первой частью. Нет, примерно 2 часа 30 минут Вас будут методично «выдавливать» на выход длинными сценами нелегкого труда искателей нефти (натурализм в стиле досоветского Горького!) и невыносимым саундтрэком (в который словно напихали самых неудобоваримых звуков из раннего архива Mute Records/Grey Area).

Являясь конкурентом «Старикам здесь не место», весь ушедший год делившая с упомянутым фильмом «высоколобые» награды «Нефть», конечно, тоже создаёт свой «винтаж». Но симпатиям зрителя в случае «Нефти» просто не за что зацепиться. Очень глубокая «нехорошесть» главного героя видна ещё задолго до того, как он начнёт откровенничать. Другие персонажи не создают ему даже контрастного фона, напоминая скорее…сорняки – единственные растения, приживающиеся на пропитанной нефтью почве.
Погружаться в основной массив «Нефти» — то же, что рассматривать в кунсткамере забальзамированных уродцев…или тонуть в цистерне с маслянистыми углеводородами (так что отечественный титул фильма – как нельзя кстати!).

К сожалению, предложить прийти на последние 15 минут картины – тоже не выход. Нужно пройти через все испытания тягостного эпика, чтобы вместе с главным персонажем повествования почувствовать облегчение и несомненную логичность его финальных действий. Готовы ли Вы к такому самопожертвованию? Уверен, что нет. Но можете ли Вы, с другой стороны, позволить себе пропустить фильм, о котором говорить будут ещё долго?
Ведь это такое репутационное пятно – не составить собственного мнения о «заметном явлении»! Впрочем, как видите, люди совершают вещи и похуже.
Я, например, открыто заявляю, что, если современное искусство нуждается в таких безотрадных вспомогательных средствах, как изматывание зрителя ради короткометражного удовольствия (во многом обязанного именно навязанному контрасту), то с этим искусством что-то не так. Как и с теми, кто готов раздавать награды любым фильмам, хоть чем-то выбивающимися из поп-корн мэйнстрима. Что, в свою очередь, позволяет мне объявить «Нефть» весьма сомнительным поводом для похода в кинотеатр.

Другие рецензии:  Анатолий Филатов,
Полная версия сайта