Рецензия на фильм «Юленька»

 

Режиссер: Александр Стриженов

В ролях: Марат Башаров, Дарья Балабанова, Оксана Лаврентьева, Ирина Купченко, Анна Казючиц, Александра Дыхне

Автор: Анатолий Филатов

Еще один первый настоящий отечественный триллер, снятый режиссером полутора третьесортных комедий с богатым телевизионным прошлым. В кадре звучит эмбиент Аркадия Укупника. В главной роли самозабвенно снимается известный фигурист и актер Марат Башаров. За образец взяты последние, они же худшие, работы М. Найта Шьямалана. В середине прошлого века зарубежная кинокритика писала про такое кино: «фильм для сидения на ладошках». Вечная, как триппер, Великая Американская Посредственность счастливо лобызается с Современным Российским Кинематографом, у которого и без нее подагра и опоясывающий лишай. Результат – ужасает, но совершенно не так, как задумывали авторы.

На стадии пост-продакшена у «Юленьки», казалось, даже были шансы. В меру косой трейлер и, что уж совсем редкость для нашей индустрии, шикарные постеры давали надежду на то, что будет не как всегда. Счастливо улыбаясь, продюсеры в итоге назначили максимально ужасный вариант печатного промо на должность официального, тем самым просрав рекламную кампанию целиком, и приготовились считать деньги. Неофиты и равнодушные могут возразить на это, что ругать фильм с рекламы не принято. Видите ли, рад бы стараться, но больше в этом случае хвалить решительно нечего: в те редкие минуты, когда по идее должно быть страшно, зал ржет, да так заливисто, что ожидающие в холле вторую «Розовую пантеру» начинают недоуменно оглядываться по сторонам. В эти секунды посетители периферийных кинотеатров особенно остро жалеют, что «предоскаровская» трехнеделька в году всего одна.

При мысли о том, что можно было слепить из истории учителя-новичка, отхватившего местечко в женской гимназии (в простонародье – малинник), и оказавшегося втянутым в череду необъяснимых и пугающих событий, на фантазиметрах порядочных авторов шкалят датчики. У Александра Стриженова с командой падает стремительным домкратом решительно все. Сюжет не знаком с: a) логикой; b) смыслом; c) здравым смыслом. Учитель, наталкиваясь на послания пятиклассниц «Спасите нас!», начинает собственное расследование: то есть орет, как птица марабу и так же пучит глаза, бегая по пустым школьным коридорам. Жена учителя в недоумении, директриса в непонятках, одинокая мама школьной заводилы Юленьки ведет себя, как малолетняя блядь, которую фэйс-контроль случайно пропустил во взрослый клуб. Слизняк Белов (собственно, Башаров), которому в жизни не доверили бы и ясельную группу, преет и потеет. Заговор сгущается. В детских скакалках видятся виселицы, в классиках на асфальте – дорога на эшафот, белые девичьи бантики по ночам оборачиваются саванами, а школьные парты клацают, как гробы.

Не поймите превратно: далеко не все так буквально. Но как раз потому, что весь этот бред легко уместился бы в оригинальный «юленькин» сценарий, комический эффект лишь усиливается. О том, что бояться нужно вот здесь, а не, скажем, через пятнадцать минут, мы узнаем благодаря Укупнику: в этих эпизодах его наворованный у Брайана Ино эмбиент начинает звучать особенно зловеще. На ум незамедлительно приходит поговорка злых улиц «За яд не благодарят». Еще один гений современности, мистер Шьямалан, помянут тоже совершенно не случайно: операторы его последних фильмов тоже справились с задачей куда лучше, чем он сам. К декорациям «Юленьки» придраться сложно. Все упаковано весьма атмосферно, а с серым, грязно-голубым и стальным цветами, на которых тут все и построено, съемочная бригада поработала так и вовсе на «хорошо». Беда, по сути, только одна: режиссеру в этих декорациях нечего было снимать.

Ленте можно было бы простить все, даже Башарова (боже, я всерьез это написал), если бы сама Юленька была более-менее адекватна образу. Понятно, конечно, что страна, у которой и со взрослыми-то актерами тотальная беда, на детей рассчитывать особо не может. Но была же недавняя «Любовь-Морковь 2» с совершенно дивными чадами в главных ролях! Черт, да в любой вылезающей из колодца безымянной черноволосой японской девочке саспенса больше, чем во всей Юлькиной банде, вместе взятой. Видимо, кастинг проводился на площадке «Ералаша», и это печалит.

Не было бы все происходящее настолько предсказуемым, пафосным и претенциозным, история о девочке, которая хотела себе нового папу, могла бы сойти за трэш. Неподкрепленные амбиции и бесталанность сгубили неплохое, в общем-то, начинание на корню. Буквально неделю назад мы уже говорили о Карабасах и их жажде бабла. В этом свете слоган «Юленьки» — «Она играет людьми» — смотрится особенно актуальным. Можно не волноваться: кажется, праздник на этой улице отменили навсегда.

Другие рецензии:  Пользователь,
Полная версия сайта