Рецензия на фильм «Пророк»

 

Режиссер: Жак Одиар

В ролях: Нильс Ареструп, Алаа Умузун, Тахар Рахим, Жиль Коэн, Адель Беншериф, Реда Катеб

Автор: Олег Анохин
Почти все фильмы, идущие в наших кинотеатрах, очень легко описать, отвечая на вопрос «О чем кино?» Обычно, буквально о том, что происходит на экране, без подтекста, без идеи. Если верить Жаку Одияру, «Пророк» тоже без «мессаджа», без послания. Кино только для эмоций. Что ж, история 19-летнего бездомного неграмотного арабского утырка, за шесть лет сидения в тюрьме ставшего мафиозным боссом, вызывает множество чувств.

Наверное, режиссер не пытался двинуть идею, например, о том, что арабские гопники по-всякому имеют старушку Европу, вытирая ноги (или что там еще) о корсиканскую мафию. Или что ислам уже поставил в христианство в коленно-локтевую позицию. Или бог знает что еще. И уж совершенно точно он не выступал на публику, не поучал, не тыкал в проблемы. Он очень талантливо рассказал, в общем-то, скучную историю то ли взлета, то ли падения, то ли просто выживания глупого мальчика. У меня нет оснований не верить Одияру. Пусть так, пусть в «Пророке» нет никаких мессаджей, как в зеркале — никакого зазеркалья. Фильм просто дает почувствовать какие-то вещи, рождает очень тонкие эмоции. Разве этого мало?

Попал пацан на шесть лет. Ситуация, которую в моей родной стране, где от тюрьмы зарекаться не принято, невольно и сразу примеряешь на себя. От этого история сразу завладевает вниманием. А дальше происходит то странное, что держит крепче почти бытового эпизода с посадкой. Неграмотный тупой Малик Эль Джебена разыгрывает виртуозную партию, стравливая корсиканский клан с арабским. Продумывает действия наперед, прикидывается простаком, точно знает, где промолчать, а где сказать лишнее слово. Странную изощренность мальчишки можно объяснить экстремальными условиями тюрьмы, но мне кажется, дело в другом. Маликом начало управлять Зло, сделав его хитрым, сверхъестественно прозорливым и неуязвимым. Тюремный хозяин Малика, босс корсиканцев Цезарь, в какой-то момент почувствовал неладное, но уже не мог ничего поделать: сила зла потихоньку переливалась из его дряхлого тела в юную плоть араба.

Одияру удалась невероятная вещь: вопреки традиции криминальных драм, по ходу фильма главный герой вместо сочувствия начинает вызывать стойкое отвращение. Уже только за этот факт я бы отдал «Пророку» все кинематографические призы. А еще за отсутствие романтики в жизни «крутых парней», за грязные пятки, и глянцевые журналы в пятнах засохшей спермы, за тонкий и уместный юмор, за все то, что заставляет чувствовать фильм без «мессаджа».

P.S. «Пророк» хорошо переведен и отлично озвучен. Несмотря на небольшие перегибы локализации, типа ДПНК — это дежурный помощник начальника колонии в наших зонах, — которого в порыве отчаяния зовет Малик, это лучший дубляж, который мне приходилось слышать.
Другие рецензии:  Анатолий Филатов
Полная версия сайта