Рецензия на фильм «Особо опасен!»
Режиссер: Тимур Бекмамбетов
В ролях: Джеймс МакЭвой, Анджелина Джоли, Морган Фриман, Теренс Стамп, Томас Кретшманн, Марк Уоррен, Дэвид О'Хара, Common, Кристен Хэйгер, Крис Прэтт, Лорна Скотт, Дато Бахтадзе, Константин Хабенский
Если вы не прогуливали уроки физики, то должны знать, что пространство нашего мира четырехмерное (скорее всего, измерений не меньше 11, но значительная их часть свернута в пространства Калаби-Яу, а потому сделаем широкий жест и опустим семь измерений, чтобы не загромождать повествование).
Итак, три пространственных измерения и одно временное. Не нужно наивно полагать, что временное измерение пристроено к трем пространственным исключительно по прихоти высоколобых исследователей, словно рукав к известному органу. Время и пространство переплетены между собой гораздо теснее, чем нити в том самом полотне жизни, что без остановок производит загадочный станок в самом сердце древнего ордена Ткачей. Пространство и время неразрывны. Это одно и то же. И каждая сцена фильма «Особо опасен» убеждает в этом сильнее самой простой и стройной теории.
Бекмамбетов обращается с предметами и людьми, расстояниями и мгновениями так грамотно и ловко, словно это он, а не Эйнштейн автор Специальной теории относительности. Так запросто и могущественно распоряжается всеми внутренностями пространства, всей требухой повседневности, словно это он, Тимур Бекмамбетов, а не Бог автор этого мира. Там, где у всех остальных лишь жалкие трюкаческие поддавки, у Бекмамбетова фундаментальная, т.е. лежащая в основе, определяющая все конструкция. Там, где у спилбергов, беев и камеронов расплывчатый растр, у Бекмамбетова уверенный вектор, где у прославленных передовиков голливудской фабрики фотографии, у нашего парня потрясающе отчетливые, сильные иллюстрации.
Фильм на 90% состоит из погонь, драк и перестрелок, из сделанных видимыми конифолдных переходов, из трансформации самого пространства и безжалостной деформации времени. Это по-настоящему круто и, да-да! ново, свежо, до сих пор невиданно. Вот вам результат творческой потенции, видимое доказательство того, на что способен наш человек при хорошем финансировании, которое не нужно щипать на откаты и пилить между заинтересованными рожами.
Вместе с тем, «Особо опасен» очень русский фильм, абсолютно бессмысленный и, может быть, даже чуточку беспощадный. Помните, знаменитое «тварь ли я дрожащая, или право имею»? Эта нравственная дилемма, вот уже сто сорок лет мучительно решаемая героем Достоевского, в фильме Бекмамбетова предстает выгоревшей на солнце, облинявшей и – для придания товарного вида – закатанной в глянец фразой: «Всего шесть недель назад я был полным ничтожеством, как и вы…». Низкий поклон режиссеру за то, что эта конкретно доставшая песня звучит перед финальными титрами, а не начинает фильм.
Вернувшись домой, я увидел на канале СТС передачу о кино Федора Бондарчука. Представляя гостя программы, Бондарчук сказал фразу, которая поселила в моем сердце тревогу за успешную голливудскую карьеру Бекмамбетова. «Представляю вам режиссера, сказал Бондарчук, которого Голливуд уже никогда не вернет нам». Дай то Бог! Уж лучше «Особо опасен 2», чем «Ирония судьбы 3».