Рецензия на фильм «977 / Девять Семь Семь»

 

Режиссер: Николай Хомерики

Автор: Алексей Коропский

Все попытки «повторить Тарковского» несостоятельны уже изначально из-за своей цели, сознательной или неосознанной. И пусть само навешивание ярлыков «попытка повторить Тарковского» — это удел зрителей, а авторы никогда с этим не согласятся, можно принять такой штамп за условное название определенного стиля в кинематографе. Примерно в таком стиле и сделан фильм «977». С некоторыми поправками, конечно же. 

У Николая Хомерики слишком хорошее, надежное и прочное советское кинематографическое образование, настолько хорошее, что оно ему в чем-то даже  мешает. Это все равно, что смотреть дипломные проекты выпускников ВГИКа, только студенты смелее в экспериментах. Кстати, то, что «977» — дебют режиссера в полнометражном кино, чувствуется практически весь фильм. Короткий метр тем и хорош, что не приходится растягивать две-три мысли на «стандартный» хронометраж в 1,5 часа. Хомерики, видимо, не смог сразу сориентироваться во времени, и это заметно. 

Некий «советский» стиль – это то, что бросается в глаза в первую очередь. Для полноты картины не хватает только черно-белого изображения. Да и сюжет вполне типичен именно для тех времен «госзаказа». Некий научно-исследовательский институт где-то на бескрайних просторах России, где работают за госжалование ученые в белых халатах, которые пишут диссертации и ведут «подковерную борьбу», выживая друг друга с должностей. В этот НИИ «из самого Новосибирска» приезжает молодой кандидат неизвестных наук, который быстро входит в курс исследований, проводящихся в институте.

Вся ирония фильма состоит в том, что никто из сотрудников НИИ понятия не имеет о том, что же такое исследуется в стенах этого заведения. Исследования ради исследований – это некий ироничный образ всей российской науки, где непрерывно появляются все новые и новые кандидаты и доктора, пишущие все более толстые научные труды, которые кроме них самих читали разве что только рецензенты, и то вряд ли. Вот и в описываемом научном заведении обнаружен некий поток, исходящий от каждого человека со стабильной в течение жизни интенсивностью. Максимум значения этого потока – 977. 

Попытку внедрить в фильм какой-то научно-популярный с претензией на философию контекст можно смело признавать неудачной. Тот самый максимум – 977 – вроде как означает некое пограничное состояние, когда понятие чего-либо имеется, но объекта, соответствующего этому понятию наукой не зафиксировано. В реальности же весь научпоп сводится к регулярным галлюцинациям главного героя. 

«Мы так и не выяснили, что измеряет наш прибор», — заявляет в конце фильма директор института, и эта фраза могла бы стать венчающей, если бы «977» был короткометражным фильмом. В полном метре же эта фраза так и слышится в виде: «Мы так и не поняли, для чего снимали фильм». Пройдясь поверхностно по человеческим взаимоотношениям, лишь в самом тонком карандаше набросав их, не достроив до конца ни одну из сюжетных линий, Николай Хомерики создал учебное пособие «Как не надо переходить от короткого метра к полному». Хотя, ругать его за это совсем не стоит.

Полная версия сайта