Рецензия на фильм «Невидимые волны»
Режиссер: Pen-ek Ratanaruang
Автор: Алексей Коропский
Несмотря на многообещающий синопсис, фильм представляет собой довольно ленивое и нерасторопное повествование, в котором главные точки сюжета практически не обозначены, а важные детали добавляются как бы между прочим, словно о них только что вспомнили.
Вообще, порой удивляешься, какими путями идут режиссеры к тому, чтобы сказать главную мысль своего фильма. Эти пути могут быть удачными и не очень, а могут быть вовсе избыточными. Может быть, именно это и имелось в виду под столь загадочным названием «Невидимые волны»: события и действия накатываются, как волны, наслаиваясь одно на другое, но в итоге остается лишь то, что было в начале – берег, лишь слегка смоченный набежавшими волнами. Сложно сказать, оправдана такая избыточность или нет в целом, но в одном конкретном случае все выглядит вполне очевидно.
Главные слова фильма были сказаны дважды – в начале, и почти в самом конце. А между ними, как водится, предыстория. Прием весьма распространенный и, откровенно сказать, не самый удачный. Далеко не сразу можно уловить все тонкости и нюансы мысли сценариста, тем паче учитывая особый «сонный» стиль повествования. Отсутствие какого-либо действия на экране, требующего усиленного внимания, лишь слегка компенсируется легким и невинным, почти английским юмором в стиле Мистера Бина.
На этом фоне собственно главная мысль-то и теряется. И пусть почти два часа на смеси английского, тайского и японского до зрителей доносился тезис о том, что нет в жизни смысла, кроме счастья, в памяти от тайско-корейско-гонконгско-голландского фильма останется лишь последняя сцена. Сцена абсурдная в своем противоречии естественному человеческому инстинкту самосохранения, и просто непонятная в своей чрезвычайно дружественной хладнокровной обреченности. Сцена длиной в несколько минут, в которые не происходит ничего, кроме смены ракурса съемки, и венчающаяся звуками выстрелов.