Снисхождение – это то, что испытывают зрители школьных театральных постановок: пусть-де ребята и не слишком справляются, путают текст, боятся зрителей, но зато ведь хотя бы стараются, и уже за это их можно похвалить. Здесь для зрителей-родителей сам факт того, что играют их чада, важнее сценария и мастерства актеров. Подобные чувства испытывают, например, поклонники Тинто Брасса, когда закрывают глаза на схематичный сценарий и примитивные диалоги – ведь смотрят они эти фильмы совсем не ради них. То же самое можно отнести и к фильму «Шаг вперед».
Главный герой повествования Тайлер Гейдж – юноша из бедного района, единственный белый во всем своем окружении – эдакий Джимми «Кролик» Смит из «8 мили», только не реп читает, а танцует. Танцует где придется: на улице, в тесном ночном клубе, или еще где. Основное развлечение, а вместе с тем и источник доходов – это угон первых попавшихся на глаза машин. И вполне естественно, что ему противопоставлена воспитанница благородной семьи, состоятельная ученица школы искусств Нора. Они встречаются, и дальше все развивается в ритме танца, согласно логике этого «бродячего сюжета».
Контраст между двумя «мирами» выписан очевидно: если в мире Тайлера проходящие мимо девушки обсуждают вчерашнюю вечеринку, а рядом стоят два негра и, сбиваясь с ритма, читают реп, то в мире Норы девушки на ходу поют поставленными голосами оперные партии, а негры с дредами виртуозно играют дуэтом на скрипках. И если у Тайлера нет даже трико, то Нора каждый день приходит в новом дизайнерском наряде, и, что самое удивительное, даже умудряется в этих платьях танцевать. Но, конечно, самый главный контраст – это контраст между стилями танцев, каждого из героев.
Однако первое, что бросается в глаза при просмотре фильма «Шаг вперед», помимо банального сценария, это отвратительная игра актеров. Если исполнители центральных ролей еще как-то более-менее справляются, то на втором и третьем плане, а особенно в эпизодах, картина просто печальная. Складывается такое ощущение, что приглашены на съемочную площадку были либо протеже спонсоров, либо просто люди с улицы. И на этом фоне просто находкой выглядит безымянная девочка у станка в балетной школе, которая очень уж правдоподобно злилась на мешающего занятиям переростка.
Масла в огонь подлили и российские прокатчики, которые в очередной раз отличились «шедевральным» переводом. Чего стоит только малообразованный негр из бедняцкого квартала, в запале злобы восклицающий: «Как ты меня опарафинил!». Или, например, – просто школьная ошибка перевод original как «оригинальный», и так далее.
И все же, ядро картины – это танцы и музыка. Здесь, стоит отметить, дела обстоят намного лучше. Конечно, профессиональным танцорам виднее, но на взгляд дилетанта хореография в фильме неплоха. Впрочем, странно было бы ожидать другого от Энн Флетчер, довольно известного кино-хореографа. И музыка под стать танцам – так называемый R’n’B со своим ломаным ритмом и порой даже мелодичной главной темой очень хорошо вписывается в общий стиль картины, и весьма подходит образующейся в процессе смеси академического стиля и уличного танца.
Но за внешней простотой и легкостью танцев скрывается очень тяжелый труд, и этого нельзя не заметить по актерам. Даже грим не помогает скрыть то появляющиеся, то исчезающие круги и мешки под глазами главных героев. Видно, что они проводят много часов, отрабатывая те или иные па, а все для того, чтобы в финале поразить зрителей безупречным и великолепным танцем. И, наверное, именно за танцы «Шаг вперед» заслуживает того снисхождения, о котором говорилось выше, ведь именно они являются тем самым, что компенсирует и слабый сценарий, и слабую игру актеров. И именно из-за них очень сложно удержаться от аплодисментов в конце фильма.
В целом, несмотря на все свои недостатки, «Шаг вперед» это просто очень позитивный фильм. Он оставляет после себя хорошее настроение и всенепременное желание танцевать. И будет совсем неудивительно, если в эти дни в различных хореографических студиях наметится приток желающих научиться красиво двигаться. В конце концов, фильм на это вдохновляет и дает замечательный пример для подражания.