Хет-трик
Рецензия на фильм «Человек-паук: враг в отражении 2007»
Режиссер: Сэм Рэйми
В ролях: Тоби Магуайр, Кирстен Данст, Джеймс Франко, Брайс Даллас Хауард, Томас Хэйден Черч, Тофер Грэйс, Тереза Расселл, Джеймс Кромуэлл, Элизабет Бэнкс, Дилан Бэйкер, Билл Нанн, Пол Террелл, Дэниэл Гиллис, Дж.К. Симмонс, Тед Рэйми
Любая идеальная трилогия, будь то «Властелин колец» или первородные «Звездные Войны» обязательно заканчивается так, чтобы стало понятно: у вас еще есть шанс сюда вернуться. С этой точки зрения новый «Человек-Паук» безупречен – сюжетных щелей и дыр для всевозможных грядущих продолжений и ответвлений здесь хватает. Любая идеальная трилогия обязательно заканчивается так, чтобы стало понятно: этот мир прекрасно проживет и без вашего участия. И вот здесь поджидает удар поддых.
На Землю упал метеорит. Очень интригует, не правда ли? Он несет на себе загадочную черную субстанцию (нет, это не иракская нефть), и уж будьте спокойны – ничего хорошего это не сулит никому. Кроме нас, зрителей, которые получат a lot of fun длиною в два с половиной часа и чувство моральной истощенности на выходе.
Если говорить собственно о фильме, то он, не пугайтесь, лишен недостатков. Он стерилен и толерантен. Режиссер Сэм Рэйми пытается несколько раз нас напугать. У него это неплохо получается. Смешить тоже. Он легко уделал зеленую, как морда Зеленого Гоблина, тоску второй части в плане зрелищности, и дело тут даже не в 250 миллионах бюджета. Он, в конце концов, нашел возможность снять Брюса Кэмпбелла, того самого, который в «Зловещих мертвецах» так лихо управлялся бензопилой, что мясо и кровища заливали экран с такой скоростью, что… Не отвлекаться. Но под «Феномен Паука» Рэйми подкоп сделал основательный.
Если говорить о «феномене Паука», то здесь, в принципе, все понятно. Это, пожалуй, единственный супергерой, с которым может отождествить себя практически любой потенциальный зритель с акне и материальными проблемами. Родителей нет, живет с теткой, работа суетная и малооплачиваемая, начальник – скот и мразь, коллеги норовят дать подножку, с девушкой все очень и очень неровно. Отсюда – постоянные сопли, слезы и печаль. Миллионер Брюс Уэйн, ожидающий бэт-сигнала, слепой преуспевающий адвокат, спящий в барокамере и облачающийся в черный латекс, чтобы по ночам с ужимками и прыжками величать себя Сорвиголовой, понаехавший инопланетянин Супермэн, в конце концов, не дают и половины шанса «примерить» рольку на себя. Спайди – дает. И за это мы ему безмерно благодарны. Что же мы видим сегодня? Паук не только сопливит и ноет. Получив еще больше сверхспособностей и трендовый черный прикид, он становится самым настоящим плейбоем в стиле эмо: шутит, кадрит, кувыркается, жонглирует словами и вообще – вызывает максимум симпатии. Как только в такого, нового Паука настоящего героя – начинаешь влюбляться, он опять скатывается на нытье-бытье и тоскливый скулеж о дружбе и верности. На три четверти фильма. За что?!
Как ни печально признавать, при всем обещанном великолепии, всех сулимых восторгах и невероятных красотах, новый «Человек-Паук» оставляет лишь чувство удовлетворения, не более. После него не особенно хочется ждать следующую часть, после него почти не хочется вспоминать, что там было раньше, после него вообще не хочется смотреть кино. Ни девиантно-отвратного нового Фон Триера, ни шизофреническую «Паранойю», ни блистательный «Грайндхаус». Этот обманчиво простой фильм выматывает, высасывает силы, укутывает в сеть своим безумным и блестящим визуальным парадом.
Фильм хорош, фильм очень хорош даже не как комикс-муви. Он хорош сам по себе, но. От него устаешь. За кавалькадами взрывов и разрушений, за буффонадой Эдди Брока и молекулярными перестройками Песочного Человека, за летающим сноубордом Гоблина-младшего и писками Мэри Джейн, за нравоучениями тети и подробностями смерти дяди, из виду пропадает что-то самое главное. Такие вещи должны развлекать. Точка.
Как же все-таки здорово, что фильмы рисуют (sic!) гораздо медленнее комиксов.