Рецензия на фильм «Пекло»
Режиссер: Дэнни Бойл
В ролях: Крис Эванс, Силлиан Мерфи, Роуз Бирн, Мишель Йео, Клифф Кертис, Трой Гэрити, Марк Стронг, Хироюки Санада, Бенедикт Вонг
Советую обязательно посмотреть. Старый анекдот про Брежнева, посылающего космонавтов на Солнце ночью, чтобы не сгорели, — это не про «Пекло».
Меня фильм приятно удивил. Не ожидал получить от фантастики столько удовольствия. Конечно, если отнестись к фильму как к документальному или научно-популярному кино, то вопросов много. Пытаться «оживить» звезду, сбрасывая на нее «весь запас расщепляющихся веществ земли», это все равно, что поднимать уровень мирового океана, опуская в воду песчинку. Невозможно, намотав поверх футболки фольгу, преодолеть 20 метров вакуума, да еще и при температуре абсолютного нуля. Глупо, имея в своем распоряжении суперкомпьютер, управляющий всем на огромном космическом корабле, рассчитывать курс «на бумажке» и в итоге ошибиться.
Но все дело в том, что «Пекло» — не документальный фильм. Он не про парсеки, атомы и протуберанцы. Он про людей и обстоятельства. Кто кого победит неясно до самого конца.
«Пекло» смотрится на вдохе. Неожиданные сюжетные повороты держат в напряжении от начала до конца. Люди внутри ничтожного, по сравнению с пустотой космоса, корабля, всего восемь человек из мяса и крови, укрытые от смертельного жара гаснущей звезды хрупким щитом-отражателем, пытаются победить не космос, а себя.
Солнце – еще один герой «Пекла». Безмолвный и беспощадный. Потрясающе красивый. Гипнотизирующий. Притягивающий в буквальном смысле. На его фоне огромный космический корабль «Икар-2», маленькая рукотворная модель Земли, выглядит крохотной пылинкой, готовой бесследно сгореть за миг.
Фильм сделан мастерски. Понимаешь, и чего стоят «победы» человека над природой, и чего стоит сам «царь природы». Ни-че-го. Точка.
«Все наши планы, мечты, стремления — просто пыль. Погибнет все, мы все умрем, когда Он назначит срок.» Эта простая мысль в фильме становится осязаемо реальной. Как известно, у Бога нет других рук, кроме человеческих. Поэтому «срок» пытается назначить человек: загадочный, страшный, безумный, опаленный Солнцем. Он появится неожиданно и ниоткуда. Больше ничего не скажу. Идите и смотрите.
В «Пекле» нет глупого пафоса. Людей, летящих к Солнцу, просто невозможно назвать посланцами Человечества. Они больше похожи на детей, которые вдруг остались без родителей: больше никто не поможет, не даст хороший совет. Все нужно делать самим. И попытка только одна. Это так страшно, что стоит закрыть глаза, и ты тут же падаешь на бесконечный смертельный огненный шар.
Подозреваю, что фильм получился таким отменным, потому, что обошелся без голливудских денег. Он снят на лондонской студии. Бюджет – 20 миллионов фунтов. Наверное поэтому в «Пекле» нет псевдопатриотеческой чуши про долг перед человечеством, звездное будущее и победу демократии над космическим разумом.
Еще раз советую посмотреть.