На небе ровно столько звезд, сколько наших глаз

Рецензия на фильм «Звездная пыль»

 

Режиссер: Мэттью Вон

В ролях: Чарли Кокс, Клер Дэйнс, Роберт Де Ниро, Сиена Миллер, Мишель Пфайффер, Джейсон Флеминг, Питер О'Тул, Руперт Эверетт, Йен МакКеллен.

Автор: Алексей Коропский

Что такое «фэнтези» в кинематографе толком не могут объяснить даже самые ярые поклонники этого жанра. Но если сравнивать «Звездную пыль» с каким-нибудь левиафаном вроде «Властелина колец», или горсткой целлулоидного жмыха вроде «Хроник Нарнии», то неизбежно понимаешь, что никакого отношения этот фильм к слову, написанному в строке «Жанр», не имеет. Никогда не повернется язык назвать эту удивительно легкую, восхитительно светлую и необычайно красивую сказку таким массивным и невнятным словом, как «фэнтези». «Звездная пыль» — это именно сказка, пусть не совсем для детей, но для тех, кто ими был когда-то и остается в глубине души до сих пор, сказка, пленяющая своей упоительной грациозностью, способная размягчить самые измотанные взрослыми буднями сердца, подарив два бесценных часа того, что кто-то может быть даже назовет счастьем.  

Нет, не все потеряно для современного коммерческого кинематографа, пока еще остаются люди в нем, искренне радеющие о своем деле, работающие в первую очередь ради собственного профессионального удовлетворения, а уж потом за гонорары. В том, что «Звездная пыль» создана именно такими людьми, сомнений быть не может. Здесь за каждым кадром скрывается очень честная и в достаточной степени кропотливая работа по созданию фильма, которым можно гордиться. Наверное, как раз поэтому он напрочь лишен конформизма — того, чем грешат все последние киноленты с хоть какой-то претензией на «сказочность», пытающиеся в стремлении угодить «и нашим и вашим» объять необъятное, и создать продукт равно интересный как детям, так и платящим за них взрослым. Мэттью Вон, главный идеолог «Звездной пыли», от этой заведомо проигрышной модели отказался сразу, громогласно заявив, что его фильм — это «сказка, которую не расскажешь на ночь».  

Конечно, есть какая-то доля лукавства и даже самоиронии в подобном слогане. Когда ж еще, как если не вечером трудного рабочего или насыщенного выходного дня можно плюхнуться в кресло кинозала, чтобы стать свидетелем творящегося на белом экране чуда цветных теней бесплотных, а затем, уже на улице, мечтательно запрокинуть голову и взглянуть на бесконечное звездное небо, лелея тайную надежду, чтобы именно сейчас одна из этих искорок сорвалась со своего места, и… Но в том и дело, что в нашей жизни на месте многоточия быть ничего не может, и в этом — одно из главных сообщений фильма, вынесенное в самое его название. Стоит лишь только попробовать перенести сказку в повседневную, обычную, обыденную жизнь, как она пропадает, обращается в пыль и навсегда развеивается налетевшим порывом ветра. В жизни должно быть место сказке, но нельзя одним подменять другое, смешивать их, забывать о границах, которые прочерчены вовсе не зря. «Звездная пыль» очень даже способна восполнить недостаток сказки в жизни ровно в том количестве, которое для этого необходимо.  

Сценарий «Звездной пыли» кажется безупречным, и это, в общем-то, не удивительно, если вспомнить, что в основу фильма легло литературное произведение. События развиваются словно по накатанной колее, ведущей под гору. Здесь ничего нет лишнего — ни слова, ни действия, ни персонажа, но каждый элемент цепляется за предшествующий, создавая удивительно цельное и гармоничное единство. И как-то само собой разумеется, что авторы картины в каком-то смысле «играют» с аудиторией, предлагая проверить себя.  Мастерски и с уверенной легкостью апеллируют они к фоновым знаниям зрителей, вполне справедливо рассчитывая на определенный уровень их интеллектуальной подготовленности. Именно поэтому не возникает вопроса о том, какого цвета должна быть кровь у королевского отпрыска в единственном «кровавом» моменте фильма — конечно же голубой; или в кого должен превратиться мужчина под влиянием чар демонической Пфайфер — само собой, в козла. Таких мелочей в «Звездной пыли» очень много, но не стоит устраивать «охоту» на них, стремясь в каждом эпизоде найти вызов своему кругозору — нет, эти детали органично вплетаются в канву повествования, создавая тончайшей работы узор, приятный глазу и уму.  

Несомненна заслуга сценаристов еще и в достаточно глубокой разработке системы образов, но было бы в корне неверно приписывать этот успех исключительно закадровым творцам. Блестящая работа актеров — вот один из ключевых факторов удивительного успеха «Звездной пыли». От мала до велика, от эпизодического до главного — каждый персонаж фильма объемен настолько, насколько только может быть объемным персонаж настоящей добротной сказки. Не сразу узнаваемый Дедушка из «Чарли и шоколадной фабрики» в образе охранника проема в стене, мистер Мандэй, появляющийся на экране секунд на 7, и даже отошедшие за кадром в мир иной братья-принцы каждым мгновением на экране утверждают в мысли о совершенной правдивости всего происходящего. Что уж говорить об актерах в главных ролях.  

Кстати, нельзя не отметить чрезвычайную концентрацию скрытых образов, буквально пропитывающих основных героев и более чем красноречиво их характеризующих. Начать можно прямо с имени главного персонажа — Тристана Торна. Нет смысла раскрывать все аллюзии благородного имени Тристан — они лежат на поверхности и очевидны. Чуть менее очевидны в силу языкового барьера коннотации его фамилии, ведь thorn по-английски не что иное, как «тернии», а в контексте борьбы героя за звезду и развязки истории — это не то, чтобы говорящее, просто кричащее имя. Или вот имя той, ради которое все и закрутилось — Виктория. Девушка не самых высоких моральных устоев, но ведь только из-за стремления к победе (в совершенно различных смыслах) совершаются самые безрассудные поступки в мире.  

Особо «многослойной» в плане образов выдалась звезда Ивэйн. Восприняв слово «звезда» во всех возможных его значениях, создатели фильма и актриса Клэр Дэйнс снабдили Ивэйн не только чудесной способностью светиться в минуты особых чувств, но и скверным и высокомерным характером, так похожим на пресловутую «звездную болезнь», которая однако со временем проходит, выпуская наружу истинную сущность этой особенной героини. Оказывается, что Ивэйн — не просто звезда, а сама Вечерняя звезда, то есть — правильно — Венера. Распутывая клубок аллюзий, несложно вспомнить о, так сказать, амплуа этой древнеримской богини, а там и рукой подать до символизма выручающего ее в трудную минуту единорога и разгадки ее многозначительных взглядов…  

Однако, пожалуй, хватит. Это, несомненно, очень интересное и увлекательное занятие — разгадывание таких ребусов, сокрытых где-то в глубине фильма, но «Звездная пыль» вовсе не располагает к подобному анализу — это все возникает постфактум, а во время просмотра бал правят чувства и эмоции. И они хлещут через край.  

Невозможно скрыть вздох восхищения, когда согбенная старушка молниеносно превращается в неувядающую и все более прекрасную Мишель Пфайфер — мимолетное виденье, гений чистой красоты, от которой просто невозможно отвести восторженный взгляд, в каком бы обличье они ни представала. Простая ли жена козла-трактирщика, или эффектная и обнаженная красотка, кокетничающая перед зеркалом, старая истощенная ведьма, нетерпеливым взмахом руки открывающая тяжелые ворота, или фурия, разносящая на сотни мельчайших осколков одну пару зеркал за другой — в любом виде Пфайфер бесподобна, насколько вообще может быть бесподобной прекраснейшая из женщин.  

Казалось бы, разве может хоть что-то на свете затмить силу этих эмоций? Ответ очевиден настолько, что когда все карты раскрывает Роберт Де Ниро, остается лишь растерянно развести руками. Капитан Шекспир в два счета «делает» и задвигает в дальний угол по всем параметрам изрядно уже поднадоевшего Капитана Джека Воробья: если уж капитан, так чтобы все боялись и репутация была непререкаемой, а если двойная жизнь, то максимально несовместимая с публичным образом. Неописуемая словами мимика, неподдающийся хоть какому-то осознанию образ… Нет, это определенно надо увидеть собственными глазами. И присоединиться к каждому взрыву аплодисментов, которые то и дело срывает герой Де Ниро. Кэп Шекспир поднял планку киношного пиратского капитана на такую высоту, до которой вряд ли кто-то допрыгнет в ближайшие десятилетия. Да и пытаться не стоит. Это неповторимо.  

Не менее сильные эмоции вызывает и летучий корабль, собирающий молнии в пучине грозовых фронтов. Это настоящее сказочное волшебство, от которого приходишь в неописуемый восторг, хотя и сам не можешь сказать, почему. Своей кульминации этот восторг достигает в сцене «приводнения» корабля, вызывающей стопроцентный когнитивный диссонанс.  

Однако самые фееричные эпизоды «Звездной пыли» проходят под знаком безграничной иронии и даже вполне состоятельного стёба. Надо отметить, что фильм вообще в целом довольно самоироничен, и каждый раз при внедрении очередного несчетно затасканного приема из приписываемых картине жанров, Мэттью Вон не забывал знатно поглумиться над ним то соответствующим звуковым сопровождением, то совершенно сумасшедшим совмещением несовместимого, а то и… Ну как можно равнодушно воспринять не то что ироничную, а намеренно пародийную традицию передачи трона в сказочном королевстве Штормхольд, где обязательным условием является убийство всех соперников, суть родных братьев. А уж последний «выкидон» короля в исполнении Питера О’Тула просто достоин стоячих оваций. Но торопиться не стоит, ведь остается еще непревзойденная в своей безумной фееричности сцена битвы на саблях под «Канкан» Оффенбаха, в которой звуки ударов металла о металл следуют в исключительно ритмически-тонально выверенной последовательности, чтобы идеально попадать в музыку, в то время как капитан Де Ниро в явно импровизированном отрыве примеряет одно балетное платье за другим, кокетливо обмахиваясь веером из перьев экзотической птицы. И все же, больше всех запомнится эпизод финальной грандиозной битвы в ведьмином особняке, в котором главный герой Тристан фехтует с давно убитым, но вуду-управляемым Септимусом. Это просто взрыв безостановочного хохота, которого не бывало со времен «Уикенда у Берни»!  

«Звездная пыль» — один из тех редких фильмов, мнение зрителей о которых на удивление единодушно. Несомненная неожиданность этого лета, в котором, как казалось, все приоритеты давно расставлены и лидеры определены. Это не просто очередной качественный британский фильм, это фильм который смотреть не только интересно, но и приятно. Невероятно красивые пейзажи и панорамные пролеты камеры, достойные спецэффекты, восхитительный актерский состав и не менее прекрасная история — все это несомненные достоинства «Звездной пыли». Конечно, фильм не лишен некоторых недостатков, видимых невооруженным взглядом даже с первого просмотра, но все эти малочисленные недочеты с лихвой компенсируются безграничной любовью, вложенной в создание этой сказки для взрослых в самом лучшем значении этих слов. Да, детей совсем уж младшего школьного возраста на сеанс лучше не брать — они почти наверняка будут скучать. Но вот самим посмотреть на Мишель Пфайфер в римской повозке, запряженной двумя козлами стоит определенно! Больше такого нигде не увидишь.

Другие рецензии:  Алекс Экслер, Анатолий Филатов

Билеты на события города

Билеты на событие «Концерт «Музыка ХХ века»» во Владивостоке
Суббота, 23 ноября 2024
Приморская сцена Мариинского театра
Билеты на событие «Детская программа «Сегодня говорим про мам»» во Владивостоке
Воскресенье, 24 ноября 2024
Приморская краевая филармония
Билеты на событие «Концерт «От барокко до классицизма». Стеклянная арфа & орган» во Владивостоке
Воскресенье, 24 ноября 2024
Церковь Святого Павла

Полная версия сайта