Рецензия на фильм «Монгол»
Режиссер: Сергей Бодров
В ролях: Таданобу Асано, Хулан Чулуун, Амаду Мамадаков, Басан, Алия, Хэ Ци, А Юэр, Однам Одсурэн, Хонлей Сан, Амарболд Тувшинбаяр, Баярцэцэг Эрдэнэбат
История меняется. Первый раз я это понял, когда прочитал «1984» Оруэлла.
Тогда я был поражен масштабом мероприятий, которые потребовались, чтобы изменить маленький эпизод из жизни партии. Позже я понял, что история меняется все время и без видимых усилий. Еще бы, ведь единственное место, где существует прошлое – сознание. Достаточно изменить представление большинства людей о прошлом и – оп! Прошлое уже стало другим. Серьезно, это не шутки. 25% японских школьников уверены, что атомные бомбы на Хиросиму и Нагасаки сбросили русские. Заметьте, министерства правды в Японии нет, историю никто не переписывал, да и прошло всего-то 60 лет.
Вот так и меняется история: понемногу, с каждым новым художественным фильмом, с каждой книжкой в наше сознание проникает не только новая реальность, но и новое прошлое. Во что же превратился великий монгол через 900 лет благодаря стараниям киношников?
Чингисхан в «Монголе» – вполне себе политкорректный мужчина в духе современных представлений о чести и долге. Эдакий нежный романтик степей, готовый развязать войну из-за женщины. «Монголы из-за женщин не воюют», говорит его названный брат. И он, черт возьми, прав. Обмен женщинами – не только естественное явление для тех мест девятисотлетней давности, но и необходимое условие выживания. Так обеспечивался приток свежей крови, препятствуя вырождению племен (родов). Женщин похищали, обменивали, уводили, но из-за них не воевали.
Если верить фильму, чего делать ни в коем случае нельзя, жена Чингисхана сыграла в его жизни ключевую роль. Именно она превратила сопливого монгольского пацана в великого воина, справедливого хана, именно она выбрала его в мужья, а не он взял ее в жены, чего, конечно же, не могло быть в Монголии 900 лет назад. Да что там Монголия, женщины получили избирательные права меньше ста лет назад; еще 50 лет назад в США негры подвергались массовой дискриминации; примерно в это же время в Советском Союзе крестьяне получили паспорта, т.е. де-факто было отменено крепостное право. Такие дела.
Назвать фильм большой удачей я не могу, даже не потому, что он погрешил против исторической правды. Во-первых, историческая правда всегда была дышлом, которым умело вертели все, кому не лень, от политиков до поэтов. А, во-вторых, по большому-то счету, кому она нужна в художественном фильме про быльем поросшие времена.
Авторов подвело невнимание к мелочам. Может, денег не хватило или времени, но фильм полон мелких неточностей, которые лично мне все время мешали поверить в прекрасную сказку о великом монголе. Подкованные лошади, аккуратная машинная строчка на кожаных одеждах кочевников, модные, какие-то невероятно современные стрижки воинов, аккуратные наманикюренные пальцы Чингисхана. Монголия, ага.
Рейтинг R — явная перерестраховка. Одна стыдливая сексуальная сцена, в которой медленно движутся тени за занавеской, да мультипликационная кровь — вот и вся клубника со сливками. Дети до 17 (!) лет в наше время и не то видели без сопровождения взрослых.
С другой стороны, красиво, романтично, эпично. Короче, бери девушку и – на «Монгола». Ей понравится. А понравится ей – будет хорошо и тебе.