Рецензия на фильм «1612»
Режиссер: Владимир Хотиненко
В ролях: Михаил Пореченков (Князь Пожарский), Андрей Федорцов (Кузьма Минин), Александр Балуев (разбойник Осина), Марат Башаров (Воевода), Петр Кислов (Андрейка – дворовой Годуновых), Виолетта Давыдовская (Ксения – дочь Бориса Годунова), Светлана Дружинина, Михал Жебровский, Рамон Ланга, Артур Смольянинов, Даниил Спиваковский, Валерий Золотухин
В фильме есть все: размах, патриотизм, зрелищность, магия, мистика, движняк, ну или если угодно — экшен, любовная линия, эротика, в конце концов. Есть кровища, разорванные пополам люди, обезглавливание и прочие ужасы крупным планом. Есть отличные актеры и актеры так себе, но играющие вполне на уровне. Но все-таки мне фильм не понравился. По двум причинам.
На мой взгляд «1612» слишком уж длинный. Не знаю, считали ли авторы, что масштаб картины и ее длина – одно и то же, но, на мой взгляд, если от двух с половиной часов отрезать пленки на час, картина только выиграла бы, не потеряв зрелищности и приобретя динамики. Это, во-первых.
А во-вторых, мне не нравится пропаганда патриотизма в стиле: мы будем снимать патриотический фильм, в котором патриотичными словами расскажем про патриотичные свершения патриотов Отечества, ура! Мне тяжко смотреть на экран, с которого герой затевает говорить длинный проникновенный тягуче-медленный (чтобы до всех дошло, все прочувствовали) монолог, итог которого ясен, увы, еще до первого слова.
И хотя таких монологов в фильме совсем мало, но (для меня, только для меня) ложка с этим содержимым портит весь мед. Здесь ведь действует особая арифметика: пять килограммов варенья плюс один килограмм дерьма получается шесть килограммов да-да, дерьма. Не подумайте только, что бранное это слово в полной мере относится к фильму. Нет, скорее к моему восприятию некоторых его частей.
Друзья, тот малозначительный факт, что мне фильм не понравился, вовсе не означает, что фильм плохой. Наоборот, фильм отличный: зрелищный, с юмором, со всеми «фишками», свойственными современным фильмам, со спецэффектами и качественной компьютерной графикой. Да, на мой взгляд, он затянут, да, на мой взгляд, есть некий перебор с пропагандой, потому что, опять же, на мой взгляд, о патриотизме не нужно говорить, нужно делать что-то полезное себе и людям или хотя бы не делать ничего вредного. Но эти неприятные факты нисколько не умаляют достоинств картины. Просто, когда соберетесь в кино, будьте готовы чуть потерпеть и пару раз зажмуриться.
Зажмуриться, кстати, придется не только во время проникновенных княжеских речей, но и во время великолепных батальных сцен от вида изуродованных пушечными ядрами людей. Очень способствует погружению в жуткую атмосферу сражения. Вообще в «1612» натурализма много: и языки холопам режут крупным планом, и секут дай бог, вернее не дай бог, и дерутся виртуозно, с применением холодного оружия, как традиционного, типа шпаг и сабель, так и не совсем обычного, типа подков.
А еще в фильме удались шутки. Многие из них — вне времени, а некоторые — очень даже современные. «А царя мы сами выбирать будем», — говорит князь Пожарский. Надо же какое совпадение. Мы тоже вот скоро будем. Выбирать. Царя.