Проклятие больших надежд («ИДТИ», если можете пропустить или забыть всю шумиху вокруг этого фильма)
Рецензия на фильм «Беовульф»
Режиссер: Роберт Земекис
В ролях: Рэй Уинстоун (Беовульф), Анджелина Джоли, Энтони Хопкинс, Джон Малкович, Робин Райт Пенн , Брендан Глисон , Криспин Гловер, Элисон Ломан , Грег Эллис, Крис Коппола, Ник Джеймисон , Себастьян Роше, Шарлотт Солт, Вуди Шульц Доминик Китинг, Шэй Даффин, Эмили Джонсон
На самом деле, утверждать, что я пишу исключительно негативные рецензии – неправильно. Есть ведь и у меня любимые фильмы. Просто в год Свиньи по китайскому календарю продюсеры просто сговорились подкладывать хавронью и обманывать самые оправданные надежды.
Вот и в случае с «Беовульфом» хранитель последнего знака ориентального гороскопа подгадил на славу. Судите сами: авторами сценария задействованы Нил Гейман и Роджер Эвери.
Первый совсем недавно блистательно перевёл в формат киносценария свою «Звёздную пыль». Второй…да без него не обходился не один опус раннего Тарантино! Предвкушение изысканности фабулы, в которую эти два Художника должны были переработать «древнейшую из английских поэм», можно было сравнить только с ощущениями гурмана, недавно выпущенного из длительного заключения и добравшегося, наконец, до дверей лучшего ресторана французской кухни!
Роберт Земекис, возможно, не самый культовый режиссёр в Мире. Но он точно гений разноплановости – выжимающий слёзы у всех мещан своим «Форрестом Гампом», заставляющий зрителей смеяться от страха в «Что скрывает ложь» и мило веселящий детишек путешествием «Полярного экспресса» (последний – уже IMAX-творение). И вдобавок – вот интрига! – отказывающийся признать «Беовульфа» анимацией даже под искушением номинацией на анимационный Оскар!
Для тех, кто ещё не впечатлён всем вышеперечисленным, продюсеры картины оставили в качестве решающих аргументов Энтони Хопкинса, Анжелину Джоли, Джона Малковича (спасибо рекламе, вы будете гадать, окажутся ли они больше реальными или всё же анимационными) и 3D-эффекты, доступные теперь даже во Владивостоке.
Вот и скажите: разве можно было ожидать от этой картины чего-либо иного, кроме оглушительного успеха?
Оказывается, можно и стоило. Слегка скучноватого, немного затянутого действа с «актёрами», успешно выражающими нехитрый набор эмоций и демонстрирующими весьма базовый комплект достаточно неубедительных движений.
Иными словами, подвело просто ВСЁ. Где готический юмор Геймана? В прямолинейных репликах на тему угловатого раннесредневекового порно? («мой стойкий похотливый друг отправит тебя на небеса!»; «интересно у Беовульфа только руки такие мощные или и ноги…причём все три?»). Где нарушающие все киноканоны иллюстрированные истории Эйвори? Флэшбэк состязаний в плаваньи Беовульфа и Бреки очень хорош, но ведь это всего лишь несколько минут на 2 часа банальностей! Всё объясняется, если правдива сплетня о том, что, работая над сценарием около 10 лет назад, Нейл Гейман и Роджер Эвери рассматривали "Беовульфа" как малобюджетный экшн-триллер. Действительно, посмотреть ту же картину в стилистике «грайндхаус» было бы очень интересно!
Что же с широко разрекламированной технологичностью, «открывающей новую эру кинопроката Владивостока»? Слабовато, друзья мои, и это вряд ли только потому, что большой зал «Иллюзиона» всё-таки и близко не IMAX (дополнительно удивил выбор именно «Иллюзиона», а не «Океана» для демонстрации «чуда из чудес»). Даже старая добрая ротопластика пока кажется куда более «живой», чем "performance capture", призванная, по «скромному» заявлению Земекиса, не больше не меньше как «кардинально изменить взаимоотношения между режиссером, актером и оператором на площадке». Пока основным достижением чудесного «цифрового захвата» представляется экономия денег производителя (заявленные 150 миллионов – сущие гроши для картины с таким обилием монстров и схваток). Зрителя же вся эта экономичность обрекает на 2-часовое созерцание жизни роботов.
Даже движения основных персонажей кажутся очень искусственными. Характеризовать же как сколько-нибудь выразительных или естественных «актёров» второго плана, а тем более похвалить мимику (даже главных героев) пока вовсе не удаётся. Согласитесь, что это как минимум не вполне соответствует волюнтаристским предпремьерным интервью, в которых г-н Земекис утверждал, что нашёл «новую камерность». Дескать, его актёрам (обклеенным сотнями датчиков, которые и осуществляют «цифровой захват») не нужно больше заботиться о нахождении в правильном ракурсе и вообще о взаимоотношениях с кинокамерой. Датчики в такой идиллии снимают (одновременно со всей труппы) всю полноту движений, а актёрам остаётся «лишь сцена и роль». Реальность, к сожалению, пока такова, что зритель не видит не только обещанной «театральности», но и даже уровня «обычного кино».
Так что, будь «Беовульф» заявлен исключительно как 3D-анимация (желательно без громких имён сценаристов, которым следовало бы в нашем случае укрыться за псевдонимами), картина заслуживала бы весьма хвалебных отзывов. Но на «событие в мире кино» и даже «новый уровень местного кинопроката», она, простите, просто не тянет (вспомним к случаю слоган картины: «Pride is the curse» – «Гордыня – вот проклятие»).
Однако, в силу определённой новизны и отсутствия конкуренции на местном рынке, «Беовульф» станет не самым плохим развлечением в последние дни ноября для вас и ваших друзей в возрасте от 16 (соответствующий сингапурский рейтинг мне представляется наиболее адекватным – уже упомянутые сальные шуточки, потоки крови и драконьего напалма вряд ли рекомендуются лицам более юного возраста). Ведь купальный сезон уже закрыт и даже на природу ехать в такой холод в отсутствии снежного покрова не очень правильно.