Условно плохие
Рецензия на фильм «Гангстер»
Режиссер: Ридли Скотт
В ролях: Дэнзел Вашингтон, Расселл Кроу, Кьюба Гудинг-мл., Джош Бролин, RZA, Карла Гуджино, Джон Ортис, Джон Хоукс, Чиветел Иджиофор, Идрис Эльба, Тед Ливайн, Юл Васкес, Кэтлин Гарретт
Ридли Скотт приготовил аппетитное блюдо: взял самые вкусные куски реальности, смешал со сценарным вымыслом, приправил безупречным художественным вкусом, вскипятил на жарком огне стомиллионного бюджета и получился густой экзистенциальный сироп, вкус которого не приедается за два с половиной часа «Гангстера». Как мне кажется, именно так мы воспринимаем свое прошлое: память отсекает все незначительное, а все главное делает ярче, объемнее. Яркими и объемными часто становятся какие-нибудь мелочи, сантименты важные для нас, а не только глобальные события, определяющие нашу жизнь.
Я не поклонник криминальных драм, меня не впечатляют «крутые» медленные парни, заправляющие преступным миром, «Крестный отец» (и фильм и книга) если и не оставили меня равнодушным, то точно не сделали горячим поклонником. Поэтому за «Гангстером» я наблюдал отстраненно, и в моем мнении о фильме нет предвзятости. «Гангстер» — добротное коммерческое кино и если вас «прет» не просто от борьбы добра и зла, а от единоборства двух по-настоящему крутых парней — фильм для вас.
Хочу обратить ваше внимание на парадоксальный факт, присутствующий не только в «Гангстере», но и во многих хороших историях про условно плохих и безусловно хороших парней (например, в фильме «Схватка»). Плохой парень оказывается созидателем. У него счастливая семья: любящая и любимая красавица жена, живущие рядом с ним и облагодетельствованные им братья, пожилая мать, о которой он нежно заботится, бизнес (да, криминальный, да, замешанный на страданиях и смертях многих людей), который дает хлеб множеству людей, в том числе и коррумпированным полицейским, дети которых имеют возможность получить приличное образование. А вот хороший парень — настоящий разрушитель. Мало того, что он «разваливает» налаженный бизнес Фрэнка Лукаса (Д. Вашингтон), выслеживает, вмешивается, портит, вынуждает предавать, провоцирует, подставляет, так еще и его собственная жизнь поломана его же руками: он не может обеспечить нормальную жизнь своей семье, уделять внимание собственному сыну. Вместо того чтобы создавать, наладить хотя бы семейную жизнь, он «крадется из дома, чтобы трахать своих секретарш», чтобы ломать чужие жизни.
Такие парни как полицейский Ричи Робертс (Р. Кроу) не самодостаточны. Они могут существовать только благодаря своим визави, типа криминального бизнесмена Лукаса. В конце концов, отправив своего соперника-наркоторговца за решетку, наш герой-полицейский продолжает на нем паразитировать, как блоха на собаке: становится его адвокатом. Не будь таких лукасов, всем робертсам осталось бы только тихонько спиться от бессилия, бесполезности и никчемности своего существования.
Обоих героев безусловно хорошего фильма «Гангстер» я бы назвал условно хорошими, потому что один честно старался разрушить зло, а второй все-таки пытался созидать. Такое определение подразумевает и другую оценку: оба героя — условно плохие, потому что один разрушал, ничего не создавая взамен, а второй построил счастье немногих на страданиях многих людей. Все как в жизни.