Рецензия на фильм «Забриски Пойнт»

 

Режиссер: Микеланджело Антониони

В ролях: Марк Фречетт, Дариа Хэлприн, Род Тэйлор, Кэтлин Кливер, Пол Фикс, Харрисон Форд, Билл Гарауэй, Дж. Д. Спрэдлин

Автор: Анатолий Филатов

«А ты готов умереть за свою страну, как это делают негры? Я готов». По сути, именно с этих слов начинается классическое творение Микеланджело Антониони, столп «абсурдистского психологизма», мироточивая икона сначала для хиппи, после размытая на просто икону для многих остальных. «Забриски пойнт», фильм, который стоит просто послушать, даже с закрытыми глазами, хотя тех, кто по какой-то странной причине поступит так и остановится на этом, заранее жаль.  

Гипнотический видеоряд в сопровождении музыки Pink Floid как никакой другой дает понять: даже если ты умрешь за свою страну, она совершенно не обязана это замечать. И сколько их, безвестных героев, гибнет каждый день, чтобы стать тем самым песком, который навсегда останется там, где «5 или 10 миллионов лет назад было озеро»?  

Жертвой может стать каждый, но не все умеют жертвовать. Везде чужим быть намного проще, чем стать своим для одного-единственного человека. Уметь принести жертву нужному божеству – тонкое искусство, и чересчур многим необходимо прожить целую жизнь, чтобы понять наконец, какому именно. К этому времени божество обычно уже не обращает на такие жертвы никакого внимания. Ведь и у божеств есть свои расценки, и молодые жизни (а ставки в этой игре идут исключительно по-крупному) здесь ценятся гораздо выше. В мире, где поцелуй и объятия стали ранжированной формой приветствия, рассчитанной до секунды, не все далеко не каждому стоит об этом задумываться, но тем, кому стоит, этот фильм поможет. Точно.  

В стареньком, одолженном у кого-то «шевроле» едет девушка. Кругом унылые пески. Девушка ведет машину, слушая радио и жуя резинку. Неожиданно слышит над головой рев снижающегося самолета. Это парень на самолете, заметив идущий внизу «шевроле», решил подшутить. В испуге девушка пригибается, обхватив голову руками. Видит удаляющийся самолет, ругается. Парень повторяет шутку, она опять пугается и провожает самолет недовольным взглядом. Он летит ей навстречу, она пригибается не так низко, а потом слегка улыбается. Самолет снова летит навстречу, на ее губах уже играет восхищенная улыбка. Она останавливает машину, выходит и тут же со страха шлепается в песок — самолет идет в пике. Парень достает с заднего сиденья что-то ярко-красное, кидает вниз. Девушка бежит за подарком, оказавшимся рубашкой, поднимает, машет вслед самолету, исчезающему за горизонтом.  

Эта сцена, достаточно сухо описанная «теоретиком Запада» Кукаркиным в книге "По ту сторону расцвета" на 417-ой странице , является одним из сильнейших визуальных впечатлений, встреченных мною за мою недолгую жизнь. Она имеет обыкновение часто сниться, будьте осторожны. Так часто, что через пару лет вы уже и не вспомните, что видели раньше – фильм или сон. Не так важно, на самом деле. Все равно это озеро вас уже не отпустит.  

Какое озеро? О каком озере ты постоянно говоришь? Кстати, у вас курят марихуану?  

«Забриски пойнт. 5—10 миллионов лет назад в этом месте было большое озеро, от которого остался только песок». В конце концов, в самом лучшем случае, вероятность которого мала настолько, что говорить о ней просто неприлично, через 5-10 миллионов лет такие таблички будут стоять на месте всех крупных городов на этом смешном голубом шарике. Так что на вопрос, готов ли ты умереть за свою страну так, как это делают негры, каждому лучше ответить прямо сейчас. Пока это еще имеет смысл.

Полная версия сайта