Рецензия на фильм «Хеллбой 2: Золотая армия»
Режиссер: Гильермо дель Торо
В ролях: Рон Перлман, Сельма Блэр, Даг Джонс, Джон Херт, Джеффри Тэмбор, Люк Госс, Джеймс Додд, Джон Александер, Рой Дотрайс, Иван Камарас, Соня Оросзлан, Брайан Стил, Джейми Уилсон
Выразительный почерк Г. Д. Торо ни с чем не перепутаешь. Красочная гуща его сказочных полотен напитана зловещей, притягательной, опасной красотой потустороннего мира, один взгляд на который пробуждает смутные воспоминания, упрятанные в реликтовых зонах головного мозга. Воспоминания такие древние, что для них нет слов, только неясные образы да странные чувства. Это демоны и тролли, эльфы и ангелы, почившие века назад, глубоко вздыхают во сне, тревожа душу.
Мир дель Торо лишен постной, надоевшей рациональности незыблемых причинно-следственных отношений, заранее известных ходов, давно изученных явлений, классифицированных еще Линнеем особей. Именно таков второй Хеллбой. Он написан в фирменной манере мастера, любимыми красками гениев ренессанса и от этого восхитительно красив. Он полон изумительных деталей и подробностей и от этого совершенно не по-киношному жив.
Красный верзила с подпиленными рогами, водяной эрудит, вероломный принц Нуада и трепетная принцесса Нуала, бесплотный педант Йохан Краус на время становятся существами куда более реальными, чем соседи по зрительному залу, а несокрушимые механические воины Золотой армии, работающие на внутреннем жаре преисподней, превращаются в объект черной зависти. Еще бы! Ведь им не нужен бензин, ценой которого – это совершенно точно – рулит сам сатана.
И все бы замечательно, если бы не диссонирующая со зловещей сказочной атмосферой фильма и, по-моему, совершенно неуместная стебность. Как будто кто-то могущественный наперекор режиссеру упорно гнул свою линию, нагло требовал своего и победил. Люди-агенты из «Бюро паранормальных исследований» выглядят законченными придурками. Том Маннинг – босс Хелбоя – эдакий дурачок, паяц с лицом добродушного идиота, которого обижают все, кому не лень. Придумать правдоподобный стиль поведения людей, вынужденных сотрудничать с монстрами, думаю, не сложнее, чем создать великолепный мир, населенный одухотворенными героями. Разве только кто-то рассудил по-другому.
Попытки очеловечить Красного, превратив его в карикатурного мужа, пролетают мимо кассы, со свистом обгоняя стоны ада. Парень из преисподней любит кошек и шоколадки и тщеславно мечтает об известности?
И все же, несмотря на придурков из «Бюро…», на идиотское выражение лица подруги Хеллбоя, на жалкие попытки прикалываться там, где нужно бы оставаться серьезным, «Хелбой 2» – диковинная сюрреалистическая сказка, раскатистым небесным громом поразившая мое воображение. Пойду, посмотрю первого Хеллбоя.