Его ничтожное величество

Рецензия на фильм «Миллион лет до нашей эры 2»

 

Режиссер: Жан-Жак Анно

В ролях: Венсан Кассель, Хосе Гарсиа, Серджо Перис-Менкета, Мелани Бернье, Клод Брассер, Руфус, Жан-Люк Бидо, Тайра, Марк Андреони, Бернар Алле, Алис Фремон, Розин Фаве, Педро Касабланк, Гийом Делонеи, Хуана Кордеро

Автор: Алексей Коропский

Русское прокатное название «Миллион лет до нашей эры 2» — это, если выражаться максимально мягко и дипломатично, дичайшее недоразумение и проявление вопиющего непрофессионализма людей, ответственных за кинопрокат у нас в стране. Ни о каком сиквеле «Миллиона лет до нашей эры», озорной комедии 2004 года с Жераром Депардье, и речи быть не может — два фильма если и связаны как-то между собой, то только страной происхождения. И ладно бы речь шла просто о переводческом сочинительстве, когда настоящее название ленты подменяется плодом фантазии локализатора, — так было с тем самым «Миллионом лет до нашей эры», который называется вообще-то просто RRRrrr!!!, а действие в нем происходит «всего лишь» за 35 000 лет до нашей эры, — это еще цветочки. Но вот когда в названии перевирается сама сущность фильма, это преступление уже серьезнее. Фильм Жан-Жака Анно с оригинальным сюжетом Жерара Браша Sa majesté Minor (буквально «Его величество Минор», если оставить в стороне игру слов) не является и являться не может ни продолжением, ни второй частью, ни чем бы то ни было, что может привидеться из названия с цифрой 2 в конце. Это самостоятельный и независимый фильм. Причем, фильм удивительный.

С медицинской точки зрения самым близким к человеку животным является свинья. Факт это общеизвестный и лишних доказательств не требующий. Впрочем, вполне справедливо будет не ограничивать степень родства этих двух биологических видов исключительно медицинской стороной, а отметить поразительное сходство еще и с социальной точки зрения. Стоит лишь пройтись по заплеванным окурками автобусным остановкам, источающим вовсе не парфюмерное амбре подъездам и прочим местам обитания двуногих «вершин мироздания», как близость людей и свиней становится не то, что очевидной — вопиющей. При этом представители homo sapiens жутко обижаются, если их прямо и без обиняков приравнивают к хрюкающим парнокопытным.

Тем не менее, история о человеке, выращенном свиньями, все же выглядит как-то правдоподобнее, чем многочисленные рассказы о детях, вскормленных волками и прочими лесными обитателями. Кроме того, именно такая изначальная установка, да еще и перенос действия в догомеровские времена на какой-то остров в Эгейском море, дает полную свободу действий французам, решившим снять отвязную, ироничную, где-то даже сатирическую комедию о людском лицемерии и ханжестве.

С тех пор, как человечество надело трусы, оно стало всячески открещиваться от своей животной природы, прикрываясь спешно выдуманной моралью и прочими абстрактными терминами. Однако как бы ни маскировались поведенческие мотивы, в их основе всегда остаются именно животные инстинкты. Об этом в первую очередь и рассказывает «Миллион лет до нашей эры 2». При этом он ловко балансирует на той грани, что отделяет в нашем сознании естественность от пошлости, а иносказательность от натурализма.

За каждой сценой и за каждым персонажем здесь стоит мысль и стереотип, изящно облаченные в доисторические образы: от защитной речи на суде первой красавицы на деревне, чьими главными аргументами являются ее левая грудь и правая грудь, до сатира — получеловека-полукозла (Венсан Кассель, между прочим), ловко трахающего дерево с вышлифованной на нем задницей и не задумываясь переключающегося на случайно повернувшегося задом главного героя. Именно поэтому нас, живущих уже в XXI веке, ничуть не удивляет, что там, на древнем острове, правителем-тираном становится человек, выросший в свинарнике и осквернивший главную святыню, местный жрец регулярно «играет» с как бы девственной юной жрицей, а мужчины соревнуются, у кого длиннее членоподобный бамбук, привязанный к поясу.

По мере развития событий то и дело может показаться, что вот-вот та или другая сцена точно скатится в полную тинтобрассчину, но этого, естественно, не происходит. В этом есть какая-то игра создателей фильма со зрителями: словно и Браш, когда писал сценарий к фильму, и Анно, воплощавший его на кинопленке уже без контроля автора, постоянно задавались вопросом: «А что, если…?» — и уносились мыслями в невероятный круговорот видений и аллюзий, не позволяя себе, впрочем, зайти слишком далеко. Итогом этих головокружительных фантазий стал невероятный, немного разухабистый и неповторимо своеобразный фильм (если позволите вольный перевод на русский) «Его ничтожное величество Минор».

Одной из главных загадок, связанных с этим фильмом, навсегда останется вопрос о том, каким образом такая «неформатная», почти авторская лента попала на экраны наших мейнстримовых кинотеатров. Возможно секрет именно в непозволительном русском названии, а может и просто стечение обстоятельств. Это на 100 процентов французское кино, но его нельзя порекомендовать любителям «Такси» и сериала про жандарма де Фюнеса. Если хотите, это фильм для ценителей, но зато именно они смогут получить от его просмотра полное удовлетворение.

Другие рецензии:  Снежанна Инина
Полная версия сайта