Попингуй
Рецензия на фильм «Не оставляющий следа»
Режиссер: Грегори Хоблит
В ролях: Дайэн Лэйн, Билли Берк, Колин Хэнкс, Джозеф Кросс, Мэри Бет Херт, Питер Льюис, Тайрон Джордано, Перла Хани-Жардин, Тим де Зарн, Крис Казнс
«Не оставляющий следа», как назвали этот фильм в русском прокате, — отличный образец крепкого жанрового кино с превосходными актерами, безупречной кинематографией и остросоциальной тематикой. Это один из тех немногих триллеров, которые действительно держат в напряжении, заставляя ерзать от волнения и переживаний в зрительском кресле. И хотя каких-то откровений он не несет, да и вряд ли пополнит золотой фонд мирового остросюжетного кино, о просмотре «Не оставляющего следа» сожалеть не приходится.
У фильма есть только один огромный недочет, и он, в принципе, характерен для художественного кинематографа. Почему-то так исторически сложилось, что как только на киноэкране появляются компьютеры, непосредственно связанные с сюжетом, почти любой фильм начисто и со свистом отрывается от действительности и перемещается в какую-то свою реальность, где все знания об «умных ЭВМ» черпаются из подшивок журнала «Наука и жизнь» за 1986 и 1987 годы. Набор киношных стереотипов, связанных с компьютерами, давно уже известен и остается почти неизменным вот уже сколько лет (а ведь на дворе, на минуточку, 2008 год). Да, нельзя отрицать, что герои «Не оставляющего следа» все-таки пользуются помимо клавиатуры еще и мышью, а картинка на мониторе с периодически появляющимся логотипом Windows, кажется, не проецируется на их лица. В остальном же компьютерная «начинка» фильма с точки зрения человека, хоть чуть-чуть понимающего общие принципы работы интернета — прекрасная и местами забавная чушь (ну или клюква, кому как вкуснее). Понятно, что создателям картины необходимо было как-то обосновать для домохозяек и их среднестатистических супругов «невыслеживаемость» IT-злодея, и это в какой-то мере оправдывает всю чепуху про ежеминутно сменяющиеся IP-адреса, зарегистрированные в России и доступные только для добродушных американцев. Да и, к счастью, пик концентрации всей этой «радости» приходится на первые минуты фильма, а дальше все развивается вполне достойно и даже правдоподобно, а значит можно легко оставить компьютерную несуразицу за скобками, принять условия игры и в полной мере насладиться качественным триллером.
Главное достоинство фильма — продуманный и сбалансированный сценарий. В нем нет всего двух вещей: ненужных деталей и сюжетных провалов, и это прекрасно. Просто приятно смотреть, как профессионально и элегантно, буквально двумя-тремя фразами бывают введены в сюжет мимолетные персонажи или реалии с десятью секундами экранного времени, в итоге оказывающиеся едва ли не ключевыми в какой-то части истории. Не менее профессионально построена и кривая зрительского напряжения, непрерывно стремящаяся вверх по мере развития событий на экране, и тут самое время поблагодарить режиссера Грегори Хоблита. Благодаря очень точно подобранным визуальным средствам и их сочетанию, фильм захватывает внимание практически с самого начала и не отпускает до финальных титров.
Актерский состав заслуживает отдельной похвалы. Прекрасная Дайэн Лэйн настолько органична и убедительна в своей роли, что просто не может не вызвать восхищение. Не менее убедителен и ее экранный партнер Билли Берк. И даже несмотря на то, что в фильме их отношения не выходят за рамки служебных, какая-то совершенно удивительная искра доверия и теплоты, как между давними друзьями, проскакивает между персонажами этого дуэта, и они проносят ее через весь фильм. Подобная сыгранность — показатель очень высокого класса актеров. Приятно было наблюдать и за Колином Хэнксом, который в этом фильме — просто вылитый отец, несравненный Том Хэнкс. Отлично сыграл типичного маньяка-убийцу с мозгами набекрень Джозеф Кросс, которому веришь сразу же и безоговорочно.
«Не оставляющий следа» удивительным образом поднимаемой социальной проблемой перекликается с последним фильмом Джорджа Ромеро «Дневники мертвецов». Ведь главная идея что того, что другого фильма — порочная страсть людей к созерцанию чужой боли и даже смерти, ненасытная тем больше, чем больше возможностей для ее утоления предоставляет современный мультимедийный мир. Причем, на этот раз проблема поставлена еще острее и более явно: каждый человек, заходящий на сайт маньяка, транслирующего смерть своих жертв в режиме он-лайн, усиливает мучения несчастных и ускоряет их смерть. Фактически получается, что собственно маньяк никого и не убивает — людей убивают обычные зеваки, охочие до необычных зрелищ. Они прекрасно знают, что если зайдут на этот сайт, то мучения жертвы усилятся на одну условную единицу (не стоит конкретизировать, чтобы не давать спойлеров), но не могут удержаться от соблазна увидеть, как умрет человек. Они даже идут дальше: скачивают себе на компьютер видеоролики с записью убийств, самоубийств, аварий и катастроф и сохраняют их в папке «Ух ты!», чтобы потом показать друзьям или выложить в блог ради забавы. Найти разумное объяснение такому пугающему поведению не проще, чем найти для него определение: многие могут сказать, что люди «озверели», но вряд ли кому-то еще из представителей животного мира свойственно такое поведение. В чем причины этого, сокрыто ли это в самой человеческой натуре, или вызвано какими-то внешними факторами размышлять уже поздно. Сейчас самое время остановиться, оглянуться, посмотреть на самих себя и задать себе вопрос: «Что мы делаем? Во что мы превращаемся?». Вот только поводов для оптимизма не видно.
Если «Не оставляющий следа» заставит задуматься об этом хотя бы одного зрителя из ста, пользу от его существования сложно будет переоценить. А если нет… то зрители хотя бы получат удовольствие от просмотра профессионального, качественного и напряженного триллера, который пощекочет им нервы. Без вреда для других.