Рецензия на фильм «Запрещённая реальность»
Режиссер: Константин Максимов
В ролях: Игорь Петренко, Александр Балуев, Владимир Вдовиченков, Тина Канделаки, Любовь Толкалина, Анна Ходюш
На экране никто и ни при каких обстоятельствах не улыбается. Владимир Вдовиченков из «Бумера» играет киберхиппи-антиглобалиста и кидается плоскостными ножами. Игорь Петренко мужественно шевелит ушами на бритой голове, изображая внутренние терзания и всяческую работу мысли. Одна хорошая несимпатичная рыжая девушка исполняет роль специального корреспондента и, вооружившись торчащими сосками и большим фотоаппаратом, проникает за любые закрытые двери. Другая девушка симпатичная, но плохая, поэтому выступает в роли любовницы хрестоматийного злодея Балуева то ли чекиста, то ли президентского советника, то ли просто оружейного магната, то ли, как это происходит уже сейчас безо всяких фантастик, общего знаменателя всех этих замечательных профессий. Тот, в свою очередь, тоже не лыком шит и носит фамилию персонажа из глумливой песни трэш-шапито «КаЧ» «Роберто Курилло», являясь его полнейшим аналогом. На телеэкране не осталось никаких ведущих, кроме Тины Канделаки, и никаких передач, кроме криминальных сводок. За гранью понимания в это время шарятся разом Гэндальф Белый, Гильриель и лев Аслан из Нарнии в роли хранителей Вселенной, при этом зовут их почему-то совсем по-другому. Словом, будущее нашей несчастной страны в версии «Запрещенной реальности» предстает максимально безрадостным.
К творчеству писателя Головачева, как, впрочем, и почти любого именитого современного отечественного фантаста можно относиться полярно по-разному. Ему ставят в вину исключительную занудность, гигантизм, запутанные до невменяемости сюжеты и практически полное отсутствие персонажей, которых можно было бы без натяжки назвать живыми. В заслугу – внимание к деталям, проработанность вселенных до мельчайших мелочей и абсолютную внутреннюю логику, исключающую эмоциональные и непредсказуемые поступки, что, конечно, в сумме является двумя сторонами одной и той же медали. Но дело-то не в литературе, без которой в сегодняшнем разговоре вполне можно обойтись: все-таки речь не о «Волкодаве» с «Дозорами» или там «Обитаемом острове». Если в первом от оригинала остались лишь имена персонажей, в детищах Бекмамбетова к оригиналу подошли с расчетливой, но все-таки любовью, а господин режиссер с великой фамилией вообще снимал свой фильм с чужим названием, то здесь совсем другой коленкор. Колоссальный объем текста, всегда свойственный Головачеву, ужали до двухчасового фантастического экшена, уложив всю внутреннюю авторскую философию в три абзаца корявым шрифтом по ходу титров, и спихнули зрителя с лодки: «Плыви, как знаешь». В итоге получилось зрелище настолько патологическое, что на его фоне не будут краснеть даже авторы фильма «Индиго» или, к примеру, обоих «Параграфов 78», с которыми, кстати, «Реальность» роднит исключительная синюшность абсолютно всего, происходящего на экране, то есть натурально.
Но и в «Параграфе», и в «Индиго» (в разной степени, но все-таки фантастических) были немногочисленные удачные моменты: в первом боевые сцены и бункер, который «еще при Путине построили», во втором Артем Ткаченко и убитый в завязке эмобой. В «Запрещенной реальности» они отсутствуют как таковые. Про сюжет можно вкратце выразиться примерно так: по концентрации дыр он напоминает модный в гей-клубах нательный костюм формата «сеточка». Сюда же отнесем и диалоги формата: «Что это было? – Это мы прорубили тебе подкорку, разрушили связь между сознанием и подсознанием», ну то есть они это серьезно. Про актерские работы говорить как-то даже вообще не приходится: их просто нет, сложно создать достоверный образ, сохраняя одно-единственное выражение лица на протяжении двух часов. Из известных широкой публике персонажей это умудрялся сделать только Такеши Китано, ну так он, извините, парализованный и мышцы половины лица у него не двигаются вообще. Местные спецэффекты радуют глаз любителей собирать домики из спичечных коробков: зловещий Прототип, из-за которого Курилло и развел сыр-бор, разрушает именно такие здания синими молниями за считанные секунды; все остальное – это местный Пожиратель миров, который от большого ума избирает Курилло в качестве своей земной аватары и, разумеется, терпит полный крах. Внешне это напоминает средней руки паршивенький скринсейвер с синими сталактитами и сталагмитами. Ах да, еще есть модный ровно 10 лет назад эффект bullet-time, применяемый, как это водится у наших, везде где только можно. Хочется смеяться, но не получается: все это настолько ужасно, что, останься «Запрещенная реальность» последним фильмом на Земле (не дай Бог), и то смотреть это было бы совершенно невозможно.
Оправдываясь, создатели подобных зрелищ родом из России очень любят рассуждать о несовместимости бюджетов, отсутствии необходимого навыка в производстве зрелищных видеоэффектов и давлении со стороны продюсеров (если говорит режиссер)/прокатчиков (если говорит продюсер)/сроков (если говорит прокатчик). Все это, конечно, очень печально и стыдно, но дело ведь не только в этом. Тем, кто любит кричать про бюджет, рекомендуем пересмотреть «Год 2346: взять живым или мертвым»Такаши Миике – сумасшедшей притягательности шизофренический экшен, снятый за гроши. Тем, кто жалуется на собственных актеров и сценаристов, «Луну 2112», в которой один-единственный Боуи-младший в одной-единственной декорации держит зрителя те же самые два часа так, что сорваться нет ни малейшей возможности. Всем любителям сроков и упреков в адрес плохой/хорошей погоды (привет великой фамилии) совет один: просто заткнитесь и все.
Подкорку они разрубают. Подкорку. Разрубают, черти. Гребаный стыд.