Рецензия на фильм «Бедные родственники»

 

Режиссер: Павел Лунгин

В ролях: Константин Хабенский, Сергей Гармаш, Леонид Каневский, Даниил Спиваковский, Марина Голуб, Наталья Коляканова, Эстер Гуетен, Александр Ильин

Автор: Иван Федотов
Павел Лунгин – достойный дядечка. Крепкий середнячок русского кинематографа. Последняя его работа “Бедные родственники” – хороший пример того, что кино в России может не только скакать из крайности в крайность – от гениальности до ширпотреба, но и быть таким простым, ровным и приятным. “Бедные родственники” – картина, построенная на истории о жизни провинциального захолустья бывшего совдеповского государства. Один продувной хлыщ по имени Эдик по природной своей предприимчивости ловко парит мозги доверчивым, темным жителям города Голотвина. Мир, в который автор картины заключил своих героев, крохотен до такой степени, что сцены в фильме наступают друг другу на пятки, а персонажи едва не стукаются лбами о низкие потолки павильонных планов. Пространства в картине маловато, нет размашистых пейзажных панорам провинции и русского раздолья природы. Формат общаги в фильме, надо думать, создан нарочно. Такая сжатость мира делает акцент на динамике отношений между совершенно чужими людьми, абсурдности их встречи как таковой.

Костя Хабенский — актер небезупречный, со своими клише в поведении на съемочной площадке, но без сомнений талантливый, сильный и эволюционирующий артист. С амплуа командующего парадом Хабенский отлично справляется, вот только влачащееся за ним из фильма в фильм и уже порядком надоевшее донжуанство, воспринимается как спам, сопутствующий хорошему персонажу. Непонятно зачем всякий раз лепить Хабенскому в роль пару-тройку идиотских сцен склеивания баб, причем, как правило, дурных, уродливых и сразу хотящих замуж. Сергей Гармаш — счастливый обладатель внешности уголовника, пропойцы и гуляки. Актеров с такими выдающимися “народными” чертами даже в России по пальцам. Гармаш – самый смешной, непосредственный из всех “бедных” родственников. Он относится к происходящему, как должно обычному русскому мужику – с осознанием мимолетности момента, без пафоса.

Павел Лунгин снял в 1992 году очень интересную картину под названием “Луна Парк”. Фильм, как и многие картины того времени, дышал безумием эпохи и скалился на зрителя дикостью происходящего. Картина “Луна Парк” полна бешеной творческой энергии автора. “Бедные родственники” – пенсионерский почин Лунгина. Чувствуется некая ленивость в движении фильма, неповоротливость в режиссерских решениях.

Картины о мошенниках – всегда строятся на юморе, комедийности и сентиментальности. В конечном счете, все герои оказываются бескорыстными добряками. В финале все непременно обнимаются, целуются, а потом дружат семьями. Что нового в этом отношении сказал Павел Лунгин, лучше разобраться самостоятельно. Фильм не только приятно посмотреть и пересмотреть, о нем просто можно с удовольствием вспомнить и рассказать.
Полная версия сайта