Рецензия на фильм «Тайна Антуана Ватто»
Режиссер: Лоран де Бартийя
В ролях: Сильвии Тестю, Жан-Пьер Мариель, Джеймс Тьере
Автор: Анатолий Филатов
На первый взгляд, как справедливо заметил перед показом всезнающий старший товарищ Юрий Стройков, «Тайна Антуана Ватто» выглядит этаким «Кодом Да Винчи», только (добавлю я от себя) отягощенным маниакально-депрессивным синдромом и меньшего масштаба. На поверку от пресловутой брауновской жвачки остается лишь общее направление да странный формат «бездетективного детектива», но оно, оказывается, и к лучшему. Что же касается масштаба, то с ним все гораздо сложнее. Подсвеченная изнутри робким, но негасимым сиянием, «Тайна…» достойно выступила на фестивалях в Риме и Шанхае, Афинах и Братиславе, представляла Францию на «Панораме» в Китае, но даже после всего этого лепить на нее злокозненное тавро «фестивальное кино» явно преждевременно. Жизнеутверждающий, несмотря на всю свою тревожную неблагоустроенность, фильм с сюрпризом. На сей раз в роли сюрприза – катарсис.
Некрасивая (похожая на молодых Яковлеву и Ахеджакову сразу) и несуразная (личная жизнь отсутствует) студентка Люси с головой уходит в учебу, и, выбрав в качестве темы авторской работы женщин в творчестве Антуана Ватто, на вопрос профессора «Почему?» честно отвечает «Не знаю». Профессор – тиран от диссертаций и любитель вывалять подопечных в грязи на глазах у остальных – на деле оказывается человеком, которого с Ватто связывают гораздо более трагические отношения, чем может показаться поначалу. Решая загадку художника-полуневидимки, они раз за разом заходят в тупик, но катализатор верного решения таки приходит. Как это водится в поджанре, откуда не ждали: им выступает глухонемой нищий Венсан, хобби которого – замирать посреди улицы и, изображая из себя каменную статую, прислушиваться к водам подземной реки.
Далекому от искусствоведения человеку сложно понять, что в том Ватто особенного – был знаменит в XVIII веке, рисовал одну и ту же девушку со спины, не оставил эскизов. Да, еще, кажется, несмотря на всю свою славу, был очень застенчивым парнем. Как из всего этого можно создать детектив, интересный хоть кому-нибудь, кроме тех же искусствоведов, понять сложно. И тем сложнее объяснить тот почти мистический ужас, вооружившись которым, словно фонариком, лупой, рентгеном, нам приходится идти вслед за Люси. Она же ни секунды не стоит на месте: превращения увлечения в научную работу, работы – в цель, а цели – чуть ли не манию и смысл жизни, показаны с удивительной, практически документальной дотошностью. Не менее интересно наблюдать за ходом поединка Люси-профессор Дюссар, хотя победитель в нем очевиден с первого же раунда.
Странное дело: импрессионизм появился значительно позже интересующей неугомонную Люси эпохи, однако широкие мазки, которыми нарисована «Тайна», напоминают, в первую очередь, именно о нем. Мать главной героини целиком умещается буквально в два эпизода. О профессоре лучше всего скажет одна-единственная сцена с расшифровкой ослиного глаза, весьма, надо заметить, слезоточивая – даже если и не была задумана таковой. Венсан, регулярно перекрашивающий себя в белый при помощи муки, – готовый Пьеро, «Жиль» из Лувра. Это, конечно же, вовсе не означает, что характеры - поверхностны, а персонажи являют собой ранние этюды. Речь можно вести о мастерстве режиссера Лорана де Батрийи: человек явно не чужд кубизму (чего стоит одна комната Венсана – образ сильнейшего воздействия), символизму (стоит обратить особое внимание на редкие, неуловимые улыбки Люси), реализму (ночной клуб с последующей антипостельной сценой). Более дотошные искусствоведы найдут и сюр, и многие другие –измы, но мы-то с вами живые люди, и у нас в этой «Тайне» свой интерес.
Нетрудно догадаться, что, как и большинство настоящих художников, де Батрийя снял свое полотно о любви. Антуан Ватто, если верить режиссеру, был неплохим шифровальщиком ¬¬¬¬– еще бы, двести с лишним лет водить всех за нос, – но и ему не удалось преодолеть главную тайну всех мастеров этой планеты. На ее разгадку у Люси ушло не больше пяти минут, правда, пяти минут озарения. Пока вращается Земля, художник всегда одинок: пока с той стороны зеркального холста он видит всех, его не видит никто. Поэтому ему всегда стоит быть готовым примерять по очереди то костюм Пьеро, то костюм осла.
Некрасивая (похожая на молодых Яковлеву и Ахеджакову сразу) и несуразная (личная жизнь отсутствует) студентка Люси с головой уходит в учебу, и, выбрав в качестве темы авторской работы женщин в творчестве Антуана Ватто, на вопрос профессора «Почему?» честно отвечает «Не знаю». Профессор – тиран от диссертаций и любитель вывалять подопечных в грязи на глазах у остальных – на деле оказывается человеком, которого с Ватто связывают гораздо более трагические отношения, чем может показаться поначалу. Решая загадку художника-полуневидимки, они раз за разом заходят в тупик, но катализатор верного решения таки приходит. Как это водится в поджанре, откуда не ждали: им выступает глухонемой нищий Венсан, хобби которого – замирать посреди улицы и, изображая из себя каменную статую, прислушиваться к водам подземной реки.
Далекому от искусствоведения человеку сложно понять, что в том Ватто особенного – был знаменит в XVIII веке, рисовал одну и ту же девушку со спины, не оставил эскизов. Да, еще, кажется, несмотря на всю свою славу, был очень застенчивым парнем. Как из всего этого можно создать детектив, интересный хоть кому-нибудь, кроме тех же искусствоведов, понять сложно. И тем сложнее объяснить тот почти мистический ужас, вооружившись которым, словно фонариком, лупой, рентгеном, нам приходится идти вслед за Люси. Она же ни секунды не стоит на месте: превращения увлечения в научную работу, работы – в цель, а цели – чуть ли не манию и смысл жизни, показаны с удивительной, практически документальной дотошностью. Не менее интересно наблюдать за ходом поединка Люси-профессор Дюссар, хотя победитель в нем очевиден с первого же раунда.
Странное дело: импрессионизм появился значительно позже интересующей неугомонную Люси эпохи, однако широкие мазки, которыми нарисована «Тайна», напоминают, в первую очередь, именно о нем. Мать главной героини целиком умещается буквально в два эпизода. О профессоре лучше всего скажет одна-единственная сцена с расшифровкой ослиного глаза, весьма, надо заметить, слезоточивая – даже если и не была задумана таковой. Венсан, регулярно перекрашивающий себя в белый при помощи муки, – готовый Пьеро, «Жиль» из Лувра. Это, конечно же, вовсе не означает, что характеры - поверхностны, а персонажи являют собой ранние этюды. Речь можно вести о мастерстве режиссера Лорана де Батрийи: человек явно не чужд кубизму (чего стоит одна комната Венсана – образ сильнейшего воздействия), символизму (стоит обратить особое внимание на редкие, неуловимые улыбки Люси), реализму (ночной клуб с последующей антипостельной сценой). Более дотошные искусствоведы найдут и сюр, и многие другие –измы, но мы-то с вами живые люди, и у нас в этой «Тайне» свой интерес.
Нетрудно догадаться, что, как и большинство настоящих художников, де Батрийя снял свое полотно о любви. Антуан Ватто, если верить режиссеру, был неплохим шифровальщиком ¬¬¬¬– еще бы, двести с лишним лет водить всех за нос, – но и ему не удалось преодолеть главную тайну всех мастеров этой планеты. На ее разгадку у Люси ушло не больше пяти минут, правда, пяти минут озарения. Пока вращается Земля, художник всегда одинок: пока с той стороны зеркального холста он видит всех, его не видит никто. Поэтому ему всегда стоит быть готовым примерять по очереди то костюм Пьеро, то костюм осла.