Рецензия на фильм «Чужие»
Режиссер: Юрий Грымов
В ролях: Виктор Бычков, Алексей Полуян, Скарлетт МакАлистер, Марк Адам, Кэтлин Гати, Нил Стюарт, Джефф Грэйс, Денис Нагретдинов
В мире, где уже снят «Вавилон», «Чужим» Юрия Грымова абсолютно нечего делать. Известная пословица про боливар с ограниченной грузоподъемностью получает, таким образом, еще одно буквальное воплощение. Это, конечно же, не означает, что они находятся в одной весовой категории, нет. Просто-напросто в исполинской тени «Вавилона» (да и не только его, говоря начистоту) никчемность и хамоватая топорная пошлость грымовской поделки становится совсем уже очевидной, заметной, кажется, всем, кроме самого режиссера. Он-то упорно утверждает, что сумел что-то там предугадать, что-то предвосхитить, понял нечто сокровенное в нынешнем мутном раскладе на Ближнем Востоке, разделил актуальное и современное искусство, добился правды, отказавшись от анти-американских настроений… Все это велеречие и без фильма выглядит более, чем подозрительно, но никаких подозрений не хватит, чтобы подготовить себя к «Чужим» и пережить их без потерь.
Арабы – хорошие, русские – хорошие, американцы – плохие. Глубину морального падения современного западного человека иллюстрирует гей афроамериканского происхождения. В качестве достойного отпора не в меру ретивой цивилизации дружелюбные арабы окропляют мочой музыкальный инструмент благотворителей. Весьма скромный начальник миссии выставляется чуть ли не фюрером, прогоняющим телеги о величии и благородстве собственного государства, народа, нации. Актер Денис Нагретдинов играет араба (при этом вполне себе аутентичных арабов в фильме, как ни странно, тоже хватает) и сношает в позиции doggy-style бесплодную рыжеволосую американку. Чтобы подружиться с арабскими детьми, американцы угощают их жвачкой и чупа-чупсами, ну да настоящего араба за чупа-чупс не купишь. Да, они это серьезно, я не выдумываю. Здравствуй, журнал «Крокодил» с карикатурами на зловещего Дядю Сэма, жонглирующего ядерными боеголовками под видом гуманитарной помощи, привет! Сколько лет прошло, а ты ничуть не изменился.
Судя по всему, абсолютная уверенность в том, что ситуация с конфликтом на Южном Востоке ему понятна, Юрия Грымова уже никогда не покинет. Смотрите: человек не скрывает, что с дискурсом абсолютно не знаком, при этом искренне считает себя первооткрывателем. «Западу на Востоке не место!», поучительно покачивает он пальцем. «США увязли там надолго, если не навсегда, и ничего хорошего из этого не выйдет!», произносит он с лицом проповедника, сообщающего десятую заповедь на уроке в классе для умственно неполноценных. «Кто на Восток со своей вакциной придет, тот от нее и погибнет!», с удовольствием умозаключает Грымов, не обращая, кажется, ни малейшего внимания на то, что вещает на пустую аудиторию. Такие мысли, настроения, а главное, интонации, устарели еще до выхода «судьбоносной» грымовской ленты «Му-му», и сегодня не воспринимаются даже как архаизм. Это что-то чванливое, злобное, очень глупое, чудовищно ограниченное и неуместное, вдобавок в исполнении человека, у которого нет ни единой неоспоримой заслуги или творческой удачи. Подобрать более внятное определение мне сложно, как сложно было и смотреть это кино, но еще сложнее осознать, что это сделано всерьез, по велению сердца и зову души, потому что рассчитывать на какую-то кассу в случае с «Чужими» возможным не представляется. Бороться с этим бесполезно: пока люди будут на такие фильмы ходить, мы будем про такие фильмы писать, а режиссеры, подобные Грымову, будут продолжать такие фильмы снимать.
Вероятно, Юрий Грымов всерьез полагает символизм и метафористику своими сильными сторонами, раз уж взялся бросаться в нас крупнокалиберными мессиджами, на голубом глазу уверяя, что это не фильм против Америки, а Америка против фильма. В конце концов, бог с ней, с Америкой, важнее другое. Для того чтобы жить и творить в современном мире, останавливаться в развитии, следуя беспроигрышному рецепту режиссера Юрия Грымова, вовсе не обязательно. Это, впрочем, было очевидно и без «Чужих», просто на фоне исключительной подлости, которой пропитана картина, стало еще понятнее.