Возлюби ближнего своего

Рецензия на фильм «Район №9»

 

Режиссер: Нилл Бломкамп

В ролях: Девлин Браун, Джейсон Коуп, Шарлто Коупли, Мандла Гадука, Ванесса Хэйвуд, Роберт Хоббс, Дэвид Джеймс, Кеннет Нкоси, Уильям Аллен Янг

Автор: Анатолий Филатов
Остросоциальная драма, сверхудачно маскирующаяся под боевую фантастику; фильм с идеальным дизайном, на который лучше идти с пустым желудком; у пришельцев такая же густая и красная кровь, как у людей; твоя внутренняя тварь не зависит от расы; «Питер Джексон представляет» в титрах действует, как рекомендация лучшего друга; еще один повод остро ненавидеть все любое правительство любой страны на Земле; на экране почти все время ярко светит солнце так, что не понимаешь, почему оно еще не погасло от стыда за все, что видит. «Район №9» одновременно похож на «Монстро», «Бегущего по лезвию», «Чужого», «Бегущего человека», «Людей в черном», «Я — легенда» и еще на тысячу лучших sci-fi эпиков последних лет, но перепутать его невозможно ни с одним из них. Высший класс, чистая работа, после которой хочется вымыть руки.
 
Они все-таки прилетели, но отчего-то зависли над Северной Африкой. Человечество выжидало три месяца, а после решило устанавливать близкие контакты третьего рода в одностороннем порядке и вскрыть корабль самостоятельно. Внутри обнаружились больные, оголодавшие и несчастные прямоходящие тараканы 2,5 метров в холке, которые не могли ни приземлиться, ни улететь обратно, ни внятно объяснить цель визита. Инопланетян перевозят в (концентрационный) лагерь на границе с Йоханнесбургом и пускают в относительно свободное плаванье, «плодитесь и размножайтесь». Через пару десятков лет осмелевшие пришельцы пускают под откос поезда, взрывают машины, закупают тоннами кошачий корм, который для них нечто вроде наркотика, пользуются услугами человеческих проституток, торгуют оружием и технологиями с местными отщепенцами и чуть ли не срезают с ног зазевавшихся прохожих подметки. «Надо что-то менять», — решают в корпорации «Межнациональное единство» и запускают в ход программу по переселению гостей в «район №10», от которого все, по идее, должны только выиграть. Небольшое примечание: корпорация «Межнациональное единство» — второй по величине поставщик оружия и военных технологий в мире.
 
Мне сложно с наскока припомнить второй фильм, в котором главные герои вызывают на протяжении двух часов столь противоречивые чувства. Тут вся гамма: от отвращения до восхищения, через иронию и презрение, эмоции не поспевают за картинкой на экране, и когда уже окончательно уверился в своих антипатиях по отношению к усатой научной крысе Викусу Ван Де Мерве, который потехи ради сжигает напалмом неучтенные яйца с живыми детенышами пришельцев внутри, сюжет делает хитрый финт с двойным тулупом через голову, и тебе приходится что-то менять — в себе самом, в отношении к этому миру со всеми его сильными и слабыми. Не то чтобы такой уж новый ход, но действует по-прежнему безотказно. Переломная сцена (ночной кошмар многих: люди в белых халатах с хирургическими бензопилами склонились над тобой под светом люминесцентных ламп, а наркоз дать забыли) останется в памяти на долгие г. «Мы должны успеть взять из него все, что успеем: сердце, мозг, кровь, мягкие ткани, костный мозг, печень» — «Выживет ли он при этом?» — «Разумеется, нет!» — «Ну, так решено, работайте». «Хорошо написанные диалоги отличаются тем, что про них никогда не думаешь, что это хорошо написанные диалоги» — кто сказал? Правильно, Элмор Леонард. Как вспомнишь, так вздрогнешь – говорили у нас на районе по приблизительно сходному поводу в незапамятные времена босоногой юности.
 
Тут, конечно, и неизменный Достоевский со своей тварью дрожащей (в искрометной роли твари доведется побывать многим), и Гоголь со своим маленьким Акакием Акакиевечем – винтиком большой системы, имя которому миллион, и, простите, Стругацкие с «Трудно быть богом», и «Аленький цветочек», и дьявол знает кто еще. Скатываясь местами в откровенный фарс, в котором пришельцы, не знающие письменного английского расписываются в ордерах на переселение за банку консервов, а правозащитники с транспарантами бросаются под бронетранспортеры, требуя охранять права и свободы инопланетян, «Район №9» атакует по всем фронтам, не оставляя равнодушию ни единого шанса. Задумываться о том, почему люди такие скоты, не хватает времени, и лишь по окончанию фильма понимаешь, что фильм можно было снять вообще без пришельцев, и практически ничего бы не изменилось. Вот только вряд ли в подобном случае он вышел бы в самый широкий прокат.
 
Удивительно, насколько удачным выдался 2009 для крупнобюджетной фантастики. «Росомаха», «Стар Трек», четвертый «Терминатор», вторые «Трансформеры», «Район №9» — это уже. «Геймер», «Суррогаты», «2012» (да, я знаю, что это фильм-катастрофа, но все же действие развивается в будущем, хотя бы и ближайшем, значит, все-таки проходит по фантастическому ведомству), «Имаджинариум Доктора Парнассуса» (да, я знаю, что это некоторым образом авторское кино, но… вы сами-то недавний трейлер видели?), мультипликационный «9» (любите ли вы стимпанк, как люблю его я?) — это лишь анонсы ближайших двух месяцев, многообещающие до дрожи в кончиках пальцев. Это только то, что приходит на ум сразу, в первую минуту, фильмы, отмахнуться от которых нет ни возможности, ни желания. Релизы высшей пробы, непохожие и от того еще более прекрасные. Если это у них называется кризис, то я хочу, чтобы он длился вечно.
Полная версия сайта