Остросоциальная драма, сверхудачно маскирующаяся под боевую фантастику; фильм с идеальным дизайном, на который лучше идти с пустым желудком; у пришельцев такая же густая и красная кровь, как у людей; твоя внутренняя тварь не зависит от расы; «Питер Джексон представляет» в титрах действует, как рекомендация лучшего друга; еще один повод остро ненавидеть все любое правительство любой страны на Земле; на экране почти все время ярко светит солнце так, что не понимаешь, почему оно еще не погасло от стыда за все, что видит. «Район №9» одновременно похож на «Монстро», «Бегущего по лезвию», «Чужого», «Бегущего человека», «Людей в черном», «Я легенда» и еще на тысячу лучших sci-fi эпиков последних лет, но перепутать его невозможно ни с одним из них. Высший класс, чистая работа, после которой хочется вымыть руки.
Они все-таки прилетели, но отчего-то зависли над Северной Африкой. Человечество выжидало три месяца, а после решило устанавливать близкие контакты третьего рода в одностороннем порядке и вскрыть корабль самостоятельно. Внутри обнаружились больные, оголодавшие и несчастные прямоходящие тараканы 2,5 метров в холке, которые не могли ни приземлиться, ни улететь обратно, ни внятно объяснить цель визита. Инопланетян перевозят в (концентрационный) лагерь на границе с Йоханнесбургом и пускают в относительно свободное плаванье, «плодитесь и размножайтесь». Через пару десятков лет осмелевшие пришельцы пускают под откос поезда, взрывают машины, закупают тоннами кошачий корм, который для них нечто вроде наркотика, пользуются услугами человеческих проституток, торгуют оружием и технологиями с местными отщепенцами и чуть ли не срезают с ног зазевавшихся прохожих подметки. «Надо что-то менять», решают в корпорации «Межнациональное единство» и запускают в ход программу по переселению гостей в «район №10», от которого все, по идее, должны только выиграть. Небольшое примечание: корпорация «Межнациональное единство» второй по величине поставщик оружия и военных технологий в мире.
Мне сложно с наскока припомнить второй фильм, в котором главные герои вызывают на протяжении двух часов столь противоречивые чувства. Тут вся гамма: от отвращения до восхищения, через иронию и презрение, эмоции не поспевают за картинкой на экране, и когда уже окончательно уверился в своих антипатиях по отношению к усатой научной крысе Викусу Ван Де Мерве, который потехи ради сжигает напалмом неучтенные яйца с живыми детенышами пришельцев внутри, сюжет делает хитрый финт с двойным тулупом через голову, и тебе приходится что-то менять в себе самом, в отношении к этому миру со всеми его сильными и слабыми. Не то чтобы такой уж новый ход, но действует по-прежнему безотказно. Переломная сцена (ночной кошмар многих: люди в белых халатах с хирургическими бензопилами склонились над тобой под светом люминесцентных ламп, а наркоз дать забыли) останется в памяти на долгие г. «Мы должны успеть взять из него все, что успеем: сердце, мозг, кровь, мягкие ткани, костный мозг, печень» «Выживет ли он при этом?» «Разумеется, нет!» «Ну, так решено, работайте». «Хорошо написанные диалоги отличаются тем, что про них никогда не думаешь, что это хорошо написанные диалоги» кто сказал? Правильно, Элмор Леонард. Как вспомнишь, так вздрогнешь – говорили у нас на районе по приблизительно сходному поводу в незапамятные времена босоногой юности.
Тут, конечно, и неизменный Достоевский со своей тварью дрожащей (в искрометной роли твари доведется побывать многим), и Гоголь со своим маленьким Акакием Акакиевечем – винтиком большой системы, имя которому миллион, и, простите, Стругацкие с «Трудно быть богом», и «Аленький цветочек», и дьявол знает кто еще. Скатываясь местами в откровенный фарс, в котором пришельцы, не знающие письменного английского расписываются в ордерах на переселение за банку консервов, а правозащитники с транспарантами бросаются под бронетранспортеры, требуя охранять права и свободы инопланетян, «Район №9» атакует по всем фронтам, не оставляя равнодушию ни единого шанса. Задумываться о том, почему люди такие скоты, не хватает времени, и лишь по окончанию фильма понимаешь, что фильм можно было снять вообще без пришельцев, и практически ничего бы не изменилось. Вот только вряд ли в подобном случае он вышел бы в самый широкий прокат.
Удивительно, насколько удачным выдался 2009 для крупнобюджетной фантастики. «Росомаха», «Стар Трек», четвертый «Терминатор», вторые «Трансформеры», «Район №9» это уже. «Геймер», «Суррогаты», «2012» (да, я знаю, что это фильм-катастрофа, но все же действие развивается в будущем, хотя бы и ближайшем, значит, все-таки проходит по фантастическому ведомству), «Имаджинариум Доктора Парнассуса» (да, я знаю, что это некоторым образом авторское кино, но… вы сами-то недавний трейлер видели?), мультипликационный «9» (любите ли вы стимпанк, как люблю его я?) это лишь анонсы ближайших двух месяцев, многообещающие до дрожи в кончиках пальцев. Это только то, что приходит на ум сразу, в первую минуту, фильмы, отмахнуться от которых нет ни возможности, ни желания. Релизы высшей пробы, непохожие и от того еще более прекрасные. Если это у них называется кризис, то я хочу, чтобы он длился вечно.