Материализация духов и раздача слонов
Рецензия на фильм «Затащи меня в Ад»
Режиссер: Сэм Рэйми
В ролях: Элисон Ломан, Джастин Лонг, Лорна Рэйвер, Дэвид Пэймер, Дайлип Рао, Реджи Ли, Джессика Лукас, Адриана Барраза, Фернанда Ромеро
Банковская клеркша с лицом похорошевшей этак в пять тысяч раз Рене Зеллвегер, в молодости заслужившая на пару с любимой хавроньей сомнительный титул «Королева свиней», мечется в ожидании карьерного повышения. Ее возлюбленный, молодой ученый с лицом доктора Курпатова, клянется ей, что никогда не отступит от нее ни на шаг. Идиллия и буколика, пока в один из дней Кристин Браун, желая заслужить похвалу начальства, не отказывает в получении ипотечной отсрочки старухе омерзительного вида, да еще и с фамилией Гануш. Та, по несчастливой случайности, оказывается цыганской ведьмой и проклинает молодку, наслав на нее дух Черного Козла, известный под творческим псевдонимом Ламия. Через три дня Козел, стуча копытами, должен утащить душу Кристин в ад, но еще неизвестно, хуже ли ей станет от этого: в эти последние деньки на Земле окружающая ее реальность приобретает узнаваемые черты самого натурального пекла. Весь этот бред кажется смешным, а также забавным лишь со стороны: «Затащи меня в Ад» определенно самое жуткое кино в жанре «классический хоррор» за последние Ламия его знает сколько лет. Самое угарное во всем этом даже не сцена, в которой труп старухи блюет в рот Кристин зеленым трупным ядом, а уверения продюсеров, что всценарий основан на реальных событиях 1996 года.
После 17-летнего перерыва Сэм Рэйми возвращается в жанр «хоррора» с 30-миллионным фильмом, одни титры которого выглядят куда страшнее, чем орды «Призраков в Коннектикуте». Умело используя наработанные приемы из классики – здесь уместно вспомнить и «Зловещих мертвецов» (куда без них), и «Восставшего из ада», и «Чернокнижника», и даже «Байки из склепа», режиссер доводит зал до экстаза. Смех слышен постоянно, но этот смех легко классифицирует даже самый неопытный психотерапевт: людям настолько страшно, что, кроме подобной – самой дешевой – защитной реакции, им просто ничего не остается. Впрочем, Рэйми остается верен себе и иронического отношения к штампам здесь тоже хватает – так, фраза «Козел не умер» обоснуется во множестве лексиконов надолго.
Не стоит однако полагать, что «Затащи меня в Ад» еще один пусть и хороший, но все-таки одноразовый фильм, типа «Зеркал» или «Нерожденного». Есть все основания предполагать, что Рэйми со своим уже четырежды окупившимся шедевром задает тон, возрождает моду. Мы говорили о возрождении хоррор-олдскула еще после выхода того же «Нерожденного», но именно сейчас, после возвращения короля, все окончательно становится на свои места: ему однозначно быть. Это не может не радовать, как не может не радовать возвращение старого доброго друга из прошлого, пусть даже за прошедшие годы накопилось множество новых. Этот друг, кстати, обладает весьма приятной наружностью: Элисон Ломан и Джастин Лонг играют, как принято выражаться на Юге России, от души, а с шиком и блеском исполняющая роль АДОВОЙ ВЕДЬМЫ ГАНУШ мадам с дивной фамилией Рэйвер так и вовсе выше земных похвал.
Но. Сцена с глазастым пирогом – живая классика. Сцена с ведьмой в автомобиле – живая классика. Сцена с изгнанием Козла и танцующим в воздухе Цыганом (о том, что именно он все запорет, я предупредил свою напарницу в ту самую секунду, как только оный появился в кадре) живая, мать ее, классика. Это обязательно будут копировать, Рэйми снова будут подражать – еще бы, ведь как бы ни был отвратителен в лучшие свои моменты «Затащи меня в Ад», он все равно абсолютно, непререкаемо прекрасен. Кроме того, не удержусь и особой медалькой отмечу финал. По моему глубокому убеждению, если у фильма ужасов ироничный, саркастически смешной эндшпиль, то в 99% случаев это великолепный фильм ужасов. Так вот, здесь – та самая история.