Рецензия на фильм «Горбатая гора»
Режиссер: Энг Ли
В ролях: Хит Леджер, Джейк Гилленхаал, Рэнди Куэйд, Энн Хэтэуэй, Мишель Уильямс, Грэм Беккел, Дэвид Харбор, Кэйт Мара, Роберта Максвелл, Питер МакРобби, Анна Фарис, Линда Карделлини, Скотт Майкл Кэмпбелл
Банальная и простая история любви, каких каждый из нас видел сотни и не только в голливудском исполнении, уже успела собрать значительный «урожай» различных кинематографических наград. Можно долго спорить о том, по каким критериям и суммам раздаются эти награды, но одно очевидно – что-то здесь не так. Либо фильм действительно чертовски хорош, либо в нем есть что-то, привлекшее столь показное внимание всех кинокритиков мира.
На фоне великолепных пейзажей, среди раскидистых лугов, у подножия вершины горного хребта, напоминающей горб, разворачивается романтическая история знакомства двух ковбоев Энниса Дель Мара и Джека Твиста, нашедших сезонную работу в хозяйстве, занимающемся разведением овец. Тогда, расставшись, казалось, на пике своего бурного романа, герои еще не осознавали, что их знакомство станет самым главным в их жизни. И гора Горбатая, величественно воздымающаяся над цветущими лугами, станет молчаливым свидетелем и символом этих чувств длиною во всю жизнь.
В «Горбатой горе» есть все, что есть в каждой любви: трепет первого поцелуя, страстность первого секса, невыносимость разлуки, глупость ревности, боль утраты… Кажется, что чувства реальны настолько, насколько они вообще могут быть реальными в нашем прагматичном мире. В такую чистую любовь хочется верить, хочется жить и дышать ей. Но, почему-то фильм оставляет после себя совсем другие эмоции. И дело даже не в игре актеров, работе оператора или режиссера – все они справились со своей задачей на должном уровне. Дело, наверное, в том, что уж слишком в фильме «все как в жизни», все естественно и без художеств.
Композиционная модель картины не нова, но весьма уместна. Фильм смонтирован так, чтобы полностью отразить чувства и переживания, жизнь героев. Когда все хорошо, плавно и красиво в жизни, также ровно и плавно идет повествование – иногда неспешно, иногда даже увлекаясь созерцанием, но всегда красиво. Когда судьба разводит Энниса и Джека, раздваивается и повествование, все больше напоминая флэшбэки, вспышки в памяти. Ближе к последней трети повествование окончательно «разваливается» на отрывки, какие-то куски воспоминаний. Также, как и «разваливается» эмоционально жизнь обоих героев: живя не своей жизнью от встречи к встречи, довольствуясь близостью дважды в год, они не в силах что-либо изменить. В материальном мире нет места духовному: либо работа и средства к существованию, либо свидание с любимым человеком и неопределенность – третьего не дано.
Пожалуй, самое яркое впечатление от фильма оставляет музыка. Неземной чистоты гитарные мелодии Густаво Сантаолаллы и наполненные незамысловатым смыслом песни западают в душу, не давая шанса остаться равнодушным. Красивые пейзажи, высокие чувства, жестокая реальность – все это существует только на фоне музыки, каждой нотой цепляющей какие-то струны души. Лишь музыка и, быть может, последняя фраза…
В фильме практически не затрагиваются проблемы гомофобии – он не об этом. Но «Горбатая гора» всем своим существованием являет гимн современной гомофобии: американские и британские киноакадемики, международные ассоциации и фестивальные комитеты спешно вносящие «Горбатую гору» в списки номинантов и лауреатов, раздавая статуэтки и восхищенные отзывы, расписываются в своем страхе быть заклейменными той самой гомофобией. Таковы законы современного общества: либо политкорректность, либо объективность со всеми вытекающими.
Как бы то ни было, об этом фильме сложно сказать что-то плохое, но и отметить несомненно хорошие черты тоже непросто. Фильм сбалансирован и ровен: в нем нет скандальных откровений, как нет и усыпляющей однообразности; он не заставляет задуматься о чем-то сложном, но такой задачи перед ним и не стояло. «Горбатая гора» это фильм-повесть, и только. Повесть об одной любви, повесть о том, как сохранить любовь в нашем непростом мире. И финальные кадры – бескрайнее зеленое поле, видимое из окна трейлера – это символ бескрайней вечноцветущей любви, существующей за пределами трейлера быта.