Антон Чигур: «Все говорят: не надо этого делать»

Рецензия на фильм «Ретроспектива братьев Коэн: Старикам тут не место»

 

Режиссер: Итан Коэн, Джоэл Коэн

В ролях: Томми Ли Джонс, Хавьер Бардем, Джош Бролин, Вуди Харрельсон, Келли Макдоналд, Гэррет Диллахант, Тесс Харпер, Барри Корбин, Стивен Рут, Роджер Бойс, Бет Грант, Ана Ридер, Кит Гуин.

Автор: Алексей Коропский

Когда что-либо не вызывает никаких нареканий и не к чему придраться, это называют безупречностью. «Старикам тут не место» не безупречен. Этот фильм еще лучше, выше — он идеален. Здесь всё не просто на своем месте — всё и все здесь на тех местах, на которых даже теоретически не может быть ничего и никого другого: каждое слово, каждое движение, каждый взгляд, каждый характер и каждая личность.

Любой рассказ о фильме «Старикам тут не место» должен начинаться с упоминания имени Антона Чигура. Всевозможные киноакадемики эту поистине гениальную роль Хавьера Бардема классифицировали как второстепенную, что с точки зрения сюжета и смыслового наполнения фильма, наверное, не так уж и неправильно. Однако спросите мнение любого, посмотревшего фильм, пусть вам ответят, как зовут центрального персонажа этого шедевра. Двух мнений быть не может: Антон Чигур.

Демонический убийца-психопат с непроницаемым лицом и бархатным голосом Чигур, вне всякого сомнения, заставит потесниться всех самых главных кинозлодеев на их кинозлодейском Олимпе, а его оружие — пневматическое ружье для забоя скота — станет основой для целого нового пласта триллеров, хорроров и комедий, как это бывало с каждым характерным атрибутом каждого великого кинозлодея. Странное определение для серийного убийцы, но персонаж Бардема идеально гармоничен. Он весь, от звучания имени, до последнего уложенного волоска в прическе, словно высечен одним движением гениального скульптора из монолитной скалы. И в этом, конечно же, заслуга дьявольского таланта Хавьера Бардема. Невозможно предсказать, какая роль станет самой главной в карьере этого испанца, но роль Антона Чигура — более чем реальный претендент на такое громкое звание. По крайней мере, уже сейчас без преувеличения можно сказать, что своего же Рамона Сампедро из «Моря внутри» Бардем Чигуром превзошел с легкостью. А это дорогого стоит.

Впрочем, не стоит думать, что на весь фильм Бардем один такой — вовсе нет. Есть ведь еще Джош Бролин и Томми Ли Джонс. И если Бролин — типичный герой вестерна в лучшем понимании этого определения, то Джонс, каждая новая роль которого все выше поднимает личную драматическую планку актера, — носитель главной идеи «Старикам тут не место». Вполне очевидно, что в названии поминаются вовсе не старики «по выслуге лет», а те люди, что стали «стариками» в бешеной гонке времени. Вроде того старого коня, что борозды не портит, но будучи помещенным со своим плугом на полотно асфальтового шоссе становится совершенно бесполезным. Томми Ли Джонс и его персонаж шериф Эд Том Белл в полной мере олицетворяет этот образ: однажды он понял, что уже не успевает за все наращивающим скорость временем, что его взгляды, методы и подходы все больше и больше отстают от новых требований реальности. Практически ни разу не пересекаясь с двумя другими главными героями — теми самыми «молодыми», он не спеша плетется где-то позади «экшна», главных событий, прекрасно понимая, что «время, когда по Техасу будут ходить люди с зелеными волосами» — не его. Его время прошло, пора отступить в сторону. Это естественный процесс, и невероятный, преисполненный мудрости и глубинного смысла финальный диалог Эда Тома Белла облачает эту, простую на первый взгляд, мысль в потрясающей красоты метафору.

Что же до действия, разворачивающегося вокруг чемоданчика с двумя миллионами долларами, то оно служит двум целям. Во-первых, конечно же, оттеняет главную мысль фильма, создавая контраст и должное обрамление. Во-вторых, ведет еще одну смысловую линию ленты — линию нравственности и морали, двух качествах, в первую очередь страдающих при смене поколений.

У этого фильма так много достоинств, что сложно выделить какое-то одно. Особых слов заслуживает и операторская работа, и работа декораторов и бутафоров (лишь на первый взгляд кажется простым воссоздать на экране 1980 год, а на деле 28 лет оказываются гигантской пропастью), и монтаж, и, особенно, сценарий и диалоги. Рассказать незамысловатую, по сути, историю так, чтобы зритель глаз не мог отвести от экрана — это великий дар, и братья Коэны этим даром явно не обделены. Применив множество оригинальных сценарных ходов, они, например, оставляют фильм без кульминации — вот так просто: сюжет развивается, развивается, а потом раз — и развязка. Правда, до этого братцы еще и вдоволь поиграли с развитием двух не то параллельных, не то пересекающихся линий сюжета, и без впрыска адреналина в кровь ни один зритель из кинозала все равно не уйдет.

Диалоги достойны отдельного упоминания. Остроумные, точные и сбалансированные как аптечные весы диалоги каждой своей фразой бьют точно в цель. Тут еще очень хочется отвесить низкий поклон команде дубляжа на русский язык — подобного уровня работы наши кудесники перевода и озвучивания не выдавали давно, если вообще когда-либо. Превосходно подобранные голоса и филигранный перевод с укладыванием в артикуляцию делает русскую дорожку этого фильма одной из единиц, оправдывающих свое существование.

Герои фильма «Старикам тут не место» говорят бесхитростными, простыми, а оттого очень правильными и уместными словами. Но гораздо красноречивее Коэны рассказывают свою историю безупречно выразительным языком кино. Им не нужна даже музыка — ее в фильме попросту нет. Ракурсы, планы, цвета, монтажные переходы, все эти составляющие визуального ряда и кинематографические приемы — слова и фразы языка кино. И этот язык в переводе не нуждается. Когда речь идет о «молодых» и их восприятии ситуации, действие на экране умеренно динамично, сцены и планы склеиваются стык-в-стык, ракурсы меняются сразу, резко. Но стоит только упомянуть о «стариках», как повествование становится степенным, плавным, преобладающими монтажными переходами становятся «наплывы», а то и вовсе «затемнение», да и сама картинка как будто кажется «мягче». Причем, подобные переходы, что важно, совершенно не бросаются в глаза, а случаются как-то естественно, само собой.

Различные статусные титулы, вроде «шедевра» и «произведения искусства» — прерогатива времени, и присваиваются они обычно теми, кто оглядывается назад, на былые заслуги и достижения. Нам же, современникам, остается лишь констатировать, что «Старикам тут не место» — несомненно, один из лучших фильмов последних лет. Кино в чистом виде, этот остроумный, остросюжетный и бескомпромиссно жесткий фильм является современным эталоном одновременно и вестерна (пусть действие и происходит в 1980 году), и триллера, и даже может быть драмы. Хотя «старики» с этим могут поспорить и будут иметь на это полное право.

Kino.vl.ru благодарит Сеть кинотеатров "Иллюзион" за возможность побывать автору рецензии на премьере фильма "Старикам тут не место".

Другие рецензии:  nitzer

Билеты на события города

Билеты на событие «Концерт «От барокко до классицизма». Стеклянная арфа & орган» во Владивостоке
Суббота, 23 ноября 2024
Церковь Святого Павла
Билеты на событие «Концерт «Музыка ХХ века»» во Владивостоке
Суббота, 23 ноября 2024
Приморская сцена Мариинского театра
Билеты на событие «Детская программа «Сегодня говорим про мам»» во Владивостоке
Воскресенье, 24 ноября 2024
Приморская краевая филармония

Полная версия сайта