Рецензия на фильм «Один уходит - другой остается»

 

Режиссер: Клод Берри

В ролях: Даниэль Отей, Пьер Ардити, Шарлотта Гинзбур, Натали Бэй, Миу-Миу

Автор: Егор Петров
Через сколько лет совместной жизни может «угаснуть» любовь? Через год, три или десять лет? Оказывается, это может случиться в любой момент. Иногда любовь не угасает, просто появляется новая, затмевающая прежнюю, когда даже мужчины «за сорок» чувствуют себя настоящими донжуанами. И они готовы отдать всё, чтобы вспомнить свои 18, 20 или 25. «Седина — в бороду, бес — в ребро» — эта русская поговорка как нельзя кстати подходит к данному французскому фильму, точнее к его главным героям.

70-летний Клод Берри хорошо известен своим умением создавать психологические трагикомедии. И смех и слезы и любовь – это и есть наша жизнь. Оттого и картины у Берри получаются живые, чувственные. Он отдает им частичку самого себя, своей души. Последний фильм у него получился по-настоящему жизненным.

История про двух друзей-антикваров и их личную жизнь получилась довольно автобиографичной. В частности, один из героев проходит все те стадии супружеской жизни, которые пришлось пройти в свое время режиссеру. Берри в свое время ушел от жены, его сын стал инвалидом, через некоторое время они оба умерли. Кто-то скажет, что вот, допустим, автобиография – это уже «кризис жанра». Но, ведь, сколько необходимо отдать сил, чтобы донести до зрителя свою душу, свою правду жизни. Чтобы оградить его от возможных ошибок, которые в свое время сделал сам.

Донжуанство во французских фильмах явление широко встречающееся — пальцев не хватит их сосчитать. Быть может французы сами хотят навязать подобный образ, чтобы все думали об их мужчинах, как о неутомимых любовниках и ловеласах, и не подозревая, что большинство из них уже не то, а меньшинства хоть отбавляй? Кто знает?

Многие скажут, что очень много в этой ленте «лишних» моментов, мол, к чему эта напыщенная сентиментальность и зачем вообще придуманы некоторые сцены, ведь их можно было бы опустить, и фильм не потерял бы смысла? Да, но это не кино, это жизнь, а в жизни не бывает лишних моментов, как и не бывает лишних слов и эмоций. В жизни все взаимосвязано.

Как бы там ни было, по-моему, Клод Берри даже после выхода «Один уходит — другой остается», все равно не сбросит свой камень с души. Он хотел это сделать, заставляя одного из героев опомниться и понять, что ничто не уходит бесследно, и оставляя в лоне семьи, но таким способом он вряд ли себя «реабилитирует». Да, со своим героем он поступил так, как надо было бы поступить самому в свое время, но… выбор делать уже поздно.

Почему уходят мужчины и как их остановить? На это вопрос однозначного ответа вы не встретите нигде. Кто-то находит отдушину, нового человека, еще способного тебя понимать, сочувствовать и принимать таким, каков ты есть на самом деле. Другие пытаются насладиться новой пассией, третьи покидают дом, устав от «бытовухи», остальные – просто уходят. Причин существует масса, но ни одна из них не оправдывает эти поступки. Все равно приходит время, когда «невозвращенцы» начинают сожалеть о своем выборе, у некоторых это могут быть секунды, у других – года.

Фильм очень сильный с точки зрения человеческих отношений. Эта картина, по-моему, действительно, достойна мирового проката. Да, в ней проскальзывает иногда пошлый юмор – но без него уже никак нельзя, такова наша жизнь. Сам фильм не только располагает к себе зрителя, но и заставляет его задуматься над очень сложными вопросами. А это в кинематографе, согласитесь, в последнее время большая редкость. Кстати, в оригинальном переводе с французского название фильма читается, как «Один остаётся, другой уходит», а не наоборот. Здесь тоже есть над чем подумать.
Другие рецензии:  Иван Федотов,
Полная версия сайта