Кино для восточников («ИДТИ», если можете предъявить диплом Востфака)
Рецензия на фильм «Вожделение»
Режиссер: Энг Ли
В ролях: Тони Люн Чиу Вай, Вей Тан, Джоан Чен, Чи-йин Чу, Анупам Кхер, Ли-Хом Ван, Джонсон Юэн
К сожалению, я едва ли могу рекомендовать этот фильм кому-либо, кроме выпускников Восточного факультета. И дело даже не в том, что субтитры очевидно переведены с английского не-китаистом (ошибки, несинхронность и «испорченный телефон» обеспечены). Просто зритель, не «отбивший» честно курсы этнографии, истории Китая и нескольких смежных дисциплин не сможет настроиться на нужную волну и уловить столь безупречно «нарисованные» нюансы и детали докоммунистического Китая, этого суперстильного фантома, тщательно выкорчеванного за декаду «Культурной революции». Да что нюансы - возможно, даже мотивация героев картины покажется рядовому зрителю в лучшем случае экзотической. Соответственно, и само «Вожделение» воспримется лишь как сувенир, стильно сделанный фрагментик чужой и непонятной культуры. Но наслаждаться таким «трофеем» два с половиной часа?
Поверьте, я не смотрю свысока на тех, кто не корпел годами над иероглифическими текстами. Однако, комментарии зрителей и даже рецензия г-на Анохина совершенно подтверждают моё предположение. Даже самых изысканных киноманов не из среды востоковедов в лучшем случае может заинтересовать сюжет фильма. При этом фабула отнюдь не сложна (тем более, если Вы уже прочитали спойлер-описание) и даже особого поединка в картине не выстраивается. Идёт война, жестокая азиатская – совсем не такая, как это живописуется в европейских «больших манёврах», и, зная хотя бы понаслышке о традиции японских оккупантов и их пособников «убивать людей, как мух», чудес ждать не приходится. Поэтому заранее ясна драматичность развязки. Остаётся удивиться лишь неожиданной для китайского кинематографа жестокости видеоряда. Сцена дилетантского и оттого ужасно нелепого и кровавого убийства коллаборациониста студентами-желторотиками – ещё не самая отталкивающая в этой картине.
Бесстыдно-откровенные сцены изнасилования главной героини (у кого только язык поворачивается назвать ЭТО «Кама сутрой») – такое было бы «через край» даже в европейском авторском кино. Мне представляется верхом цинизма сравнивать «Вожделение» с «Последним танго в Париже», хотя существуют и такие оценки.
Остаётся лишь удивиться авантюристичности владивостокских прокатчиков.
Что сподвигло их на демонстрацию «Вожделения» набор наград и титулов картины или кто-то из местных «кинобоссов» сам серьёзно увлекается ориентальной культурой? В любом случае, это хороший шанс для коллег-китаистов. Зрителей «не из профсоюза» я призываю тщательно взвесить свою мотивацию на возможно неприемлемое использование 2 часов 37 минут своего времени.