Рецензия на фильм «Соломон Кейн»

 

Режиссер: Майкл Дж. Бассетт

В ролях: Джейсон Флеминг, Рэйчел Херд-Вуд, Макс фон Зюдов, Джеймс Пьюрфой, Пит Постлетуэйт, Маккензи Крук, Элис Крайдж, Джефф Белл, Филип Уинчестер, Рори МакКэнн, Сэмюэл Рукин, Патрик Херд-Вуд, Брайан Каспе, Роберт Расселл

Автор: Анатолий Филатов

«Соломон Кейн» крепко стоит на ногах, одна из которых – литературный источник не из последних, другая – адекватная ему режиссура. На дворе – темное Средневековье, когда в магию не нужно было верить: все, кто мог, просто использовали ее в своих целях, не задумываясь о возможностях и последствиях. В красном углу ринга – главный герой с харизмой железного табурета, в синем – колдуны, дьяволы, демоны, черти, буки и бяки. На кону – душа, да притом и не одна. Все снято с исключительной любовью к одноименному циклу рассказов Роберта «Папа Конана» Говарда – не подкопаешься. Классе в шестом за подобный фильм я бы продал душу и самую большую во Владивостоке коллекцию action figures черепашек-ниндзя заодно. Эх, где мои двенадцать лет.

По правде говоря, откровенно смущает лишь одно, именно – патологическая серьезность, с которой бывший греховодник, а ныне пуританин Соломон Кейн доказывает дьяволу, что слово, данное лоху, силы не имеет. Единственным сравнительно юмористическим эпизодом можно считать разве что эпизод, в котором Соломон, подобно барону Мюнхгаузену, угодившему в болото, помогает себе сам – без постороннего вмешательства снимает себя с креста. На самом деле, отсутствие мало-мальской самоиронии, столь свойственной современным комикс-муви и, как заметно на примере «Кейна», начисто утраченной экранизациями героического фэнтези, бьет по репутации фильма весьма заметно.

Даже в лохматого года «Конане-Варваре» (не говоря уж о чуть более поздних «Конане-Разрушителе» и «Рыжей Соне») смех, пусть и определенного рода, но все же присутствовал. Понятное дело, что требовать от сказки 2009 года повторения очарования сказки куда более давней нелепо, но как раз этим заниматься и хочется меньше всего. Больше всего хочется, чтобы «Соломон Кейн» хотя бы раз сошел с наезженных рельс, чтобы сценарий не казался калькой с проверенных временем и не лишенных фантазии, но все-таки грубоватых рассказов Говарда. Все-таки со времен «Конана» прошел не один десяток лет, а схема «отправился в путь – получил задание – нашел напарников – пробрался в логово колдуна – выполнил задание – обрел свободу и славу» не является эталоном, отклонения от которого недопустимы. Можно посетовать и на абсолютно прозрачные сюжетные круговращения и повороты, и даже на то, что с развитием технологий фэнтези как киножанр весьма сильно пострадал в целом. Ведь для воображения остается все меньше места, абсолютно все демоны и все маги выглядят именно так, как и должны, и все, к сожалению, очень похожи друг на друга. Несколько выбивается из общего ряда разве что «финальный босс» — чародей Малахай с дредами и татуировкой, напоминающей передовицу газеты «Труд», на лице.

Это, впрочем, не больше чем синефильские придирки и типично снобистское хрюкотание. Ведь, по большому счету, «Соломона Кейна» сегодня даже не с кем поставить на одну доску: классическое героическое фэнтези сегодня, мягко говоря, не в моде. К тому же, если бы чудеса на свете случались на самом деле и студии хватило бы бюджета на Хью Джекмана, вы бы сейчас поносили меня не за сдержанную хулу, а за неумеренную хвалу. Это, по большому счету, свидетельствует в пользу фильма: все-таки Джекман у нас один, и везде успеть ему просто не под силу. Немаловажно и то, что перед нами по сути первая часть сериала (дальнейшая судьба которого зависит, как это нынче водится, исключительно от кассовых сборов), а на такое мокрое дело измученный сами знаете какой эпопеей Джекман явно не подписался бы никогда.

В целом, типичный и ровный середняк, который, будь за окном не 2010, а, скажем, 1979 год, был бы моментально усажен на трон со всеми вытекающими. Не судьба. Так что ловите привет из прошлого.

Полная версия сайта