Рецензия на фильм «Ограбление на Бейкер-Стрит»

 

Постер фильма

Режиссер: Роджер Доналдсон

В ролях: Джейсон Стэтэм, Саффрон Берроуз, Стивен Кэмпбелл Мур, Дэниэл Мэйз, Джеймс Фолкнер, Элки Дэвид, Майкл Джибсон, Ричард Линтерн, Дон Галлахер, Дэвид Суше, Питер Баулз, Крэйг Фэйрбрасс

Автор: Алекс Экслер

Старина Терри Лизер (Джейсон Стэтем) — более или менее примерный семьянин: у него очаровательная жена Венди (Кили Хоус) и две маленькие дочери. Терри изо всех сил старается обеспечить семью так, как полагается, однако у него это плохо получается. Лизер вырос в весьма неблагополучном районе Лондона, никакого достойного образования не получил, да и некоторые "профессиональные" навыки, впитанные им в детстве и юности, не позволят парню занять пост менеджера в какой-нибудь достойной корпорации. В результате Терри является владельцем магазинчика-автомастерской, в котором торгуют подержанными автомобилями и проворачивают всякие мелкие преступные делишки: скручивают спидометры, потихоньку толкают ворованные машины — в общем, выживают, как умеют.

Разумеется, такой бизнес — вовсе не то, о чем Терри мечтал в детстве, пробуя свою первую пинту пива. Кроме того, дела у мастерской идут паршивенько, Терри довольно прилично задолжал местному районному авторитету, так что в относительно ближайшее время у него могут начаться серьезные проблемы с коленными чашечками. Поэтому когда у Терри на горизонте вдруг возникла подруга детства Мартин (Саффрон Берроуз), которая предложила весьма крупное дельце, Терри сразу согласился.

Между тем дельце — непростое. Терри должен ограбить банк на Бейкер-стрит. Конечно, обычно банки грабят профессионалы, но, по мнению Мартин, в данной ситуации должен справиться даже дилетант Терри со своими парнями: у банка неделю будет отключена сигнализация, а рядом с ним расположен сдающийся в аренду магазин, через который можно сделать подкоп прямо в хранилище. Мартин утверждает, что эту информацию ей на пьянке сообщил один подвыпивший знакомый, который ни на какую долю не претендует.

Терри подозревает, что Мартин как минимум не договаривает. Владеть такой информацией и разболтать ее знакомой на пьянке? Это надо быть полным идиотом. Терри догадывается, что таинственный информатор Мартин — вовсе не идиот. Но Лизер при этом не знает главного: этот информатор — сотрудник британских спецслужб Тим Эверетт (Ричард Линтерн). Именно спецслужбы инициировали данное ограбление: им нужно добраться до ячейки № 118, в которой один одиозный драгдилер и сутенер Майкл Абдул Малик, выдающий себя за непримиримого борца с расизмом и угнетением, по совету своего друга порнографа Лу Вогеля (Дэвид Суше) держит конверт с компрометирующими фотографиями. Компромат у Абдула Малика — очень серьезный и касается самых высокопоставленных персон Великобритании. Поэтому драгдилер себя так вольготно чувствует в Лондоне: спецслужбы не смеют его тронуть, пока не добрались до компромата.

В результате у руководства МИ-5 и возникла мысль — попробовать чужими руками достать изюминку из глинтвейна: если ограбление состоится, спецслужбы заберут у дилетантов компромат Малика, после чего уберут дилетантов. Если не состоится и дилетанты попадутся — ну что ж, наплевать на этих чертовых лузеров.

Впрочем, так как Терри что-то подозревает, он постарается принять определенные меры предосторожности. Хотя на самом деле на него и его подручных при подобном раскладе нельзя поставить и пенни — уж больно рискованное предприятие.

В анонсах фильма "Ограбление на Бейкер-стрит" красуется надпись "Основано на реальных событиях". Это правда. И действительно — в Лондоне в 1971 году было совершено одно из самых громких ограблений банка. Судя по всему, ограбление было инициировано МИ-5 именно с целью заполучить в свои руки компромат на высокопоставленных особ. (Ходили слухи, что снимки имели отношение к принцессе Маргарет, сестре Елизаветы II.) Грабители похитили денег и драгоценностей на огромную по тем временам сумму в 8 миллионов долларов, но по факту кражи никого впоследствии не арестовали. МИ-5 тут же засекретила все материалы по данной истории, поэтому ограбление на Бейкер-стрит осталось самым загадочным преступлением Великобритании.

Сейчас, спустя почти сорок лет с момента описываемых событий, какие-то документы рассекретили, но полную картину ограбления не удалось воссоздать до сих пор — так же как и выяснить, кто именно в этом всем участвовал. Поэтому фильм — это совершенно вольная реконструкция, в которой фигурирует пара-тройка реальных лиц, а практически все остальные — плод фантазии сценаристов Дика Клемента и Яна Лафренейса.

Впрочем, от зрителей особо и не скрывают, что речь идет не о документальной реконструкции, а просто о криминальной драме, основой сценария которой стала нашумевшая старая история.

Поставлено это все по-британски основательно, причем, что приятно, в фильме нет и следа подражанию Гаю Ритчи — а этим страдали (или наслаждались) многие британские криминальные картины, снятые в последние девять лет. Более того, нет и следа модных голливудских тенденций: бесконечного мельтешения ручной камеры и бешеного клипового монтажа, что также радует.

"Ограбление на Бейкер-стрит" напоминает старые британские фильмы с Майклом Кейном: неторопливое развертывание повествования, меньше болтовни — больше дела, одна пинта пива за обедом и две истинно британские шутки на всю картину. Или одна? Нет, все-таки две.

Впрочем, Джейсон Стэтем в роли Майкла Кейна проигрывает по нескольким фронтам. При всем уважении к этому колоритному и, безусловно, харизматичному актеру — данная роль все-таки совершенно не его. Стэтем отлично играет персонажей, которые мало говорят и много (а главное — быстро) действуют. Но какие-либо эмоции ему практически недоступны. Даже Шварц ухитрялся изображать по крайней мере одно эмоциональное состояние, кроме безразличного блеска чьего-то скорого убийства в глазах, — для этого он поднимал правую бровь, и становилось понятно: ШВАРЦ ЧТО-ТО ЗАДУМАЛ. А у персонажа Стэтема, когда ему полагается испытать какие-то бурные эмоции, только щетина начинает заметно быстрее расти — более ничего.

В результате одна из главных ролей проседает. Особенно когда в самом начале в мастерскую к Терри приходят двое громил и назидательно портят автомобили, а Лизер не только не отбил у них охоту к любому дальнейшему размножению, но и даже не рявкнул на них как следует — зрители от этого испытывают определенное разочарование. Не таков наш Стэтем! Его персонажи не прощают оскорблений — на том стоят кассовые сборы!

И даже тот факт, что Терри во второй половине фильма разочек кому-то все-таки начистил физиономию, общую картину уже не меняет. В этом фильме драк практически нет, налицо чистое психологическое противостояние. И эту психологию Стэтем, к сожалению, не вытягивает, хотя имеющаяся харизма несколько сглаживает данный печальный факт.

Остальные персонажи — заметно лучше. Самый яркий из них Дэвид Суше, сыгравший сурового порнографа Лу Вогеля. Суше прославился исполнением роли детектива Пуаро, а здесь ему выпал шанс сыграть одного из главных злодеев. Шанс был использован на все сто, злодей получился превосходный, и Суше здесь даже чем-то напоминал легендарного Лоренса Оливье. Также очень понравился Ричард Линтерн, сыгравший Тима Эверетта из МИ-5. Эверетт — персонаж совершенно неоднозначный. С одной стороны, это представитель спецслужбы, которая подставила ни в чем не повинных людей и явно не остановится перед тем, чтобы их просто убить, когда они выполнят задание. С другой — у него есть определенные моральные принципы, и в общем и целом этот Тим даже вызывает некую симпатию, особенно в конце фильма.

Саффрон Берроуз в роли Мартин — хороша. Она не то чтобы показывает какую-то замечательную актерскую игру, однако актриса красивая и выглядит очень эффектно.

Но основные достоинства фильма, на мой взгляд, все-таки заключаются в сюжете. С какого-то определенного момента действие раскручивается достаточно лихо, и картина смотрится очень и очень захватывающе: персонажам действительно сопереживаешь и надеешься, что они все-таки смогут выпутаться из той суровой ситуации, в которую они попали.

Впрочем, так называемое послевкусие у картины — так себе. Смотрится это все с удовольствием, но уже после просмотра в голову начинают лезть всякие алогизмы, несостыковки и так далее. Но их лучше гнать прочь. Какая, в конце концов, разница, кто там, зачем, почему и с какой целью? Смотрится картина действительно хорошо, а что еще надо? Кроме того, я вообще люблю британские фильмы и британский акцент, а уж с этим у "Ограбления" — все в полном порядке!

Оценки по пятибалльной системе
Зрелищность — 4
Актерская игра — 4
Режиссерская работа — 4
Сценарий — 4
Кратко о фильме — ровно и захватывающе
Нужно ли смотреть — вполне можно
(с) Алекс Экслер www.exler.ru

Другие рецензии:  nitzer, Олег Анохин
Полная версия сайта