Рецензия на фильм «Тор 2011»

 

Режиссер: Кеннет Брэна

В ролях: Крис Хэмсуорт, Натали Портман, Энтони Хопкинс, Колм Фиори, Рэй Стивенсон

Автор: Алекс Экслер
Оказывается, у старушки Земли были защитники из параллельных миров. Когда на Землю напали Ледяные великаны, чтобы вызвать ледниковый период, на помощь древним викингам пришли их боги — Один и Фригга, которые оказались вполне реальными богами из параллельной реальности. Один (Энтони Хопкинс) со своей армией разморозил войско Ледяных великанов, допинал остатки воинов до их королевства и там отобрал у Ледяных мужиков их Ледяной супергиперкуб, который одновременно является супероружием.

Обитель Одина Асгард. Наши дни. У Одина и его досточтимой жены Фригги (Рене Руссо) есть два сына: один из них — умный и хитрый по имени Локи (Том Хиддлстон), а другой — могучий и светловолосый, которого зовут Тор (Крис Хемсуорт). Тор — старший брат, и он должен унаследовать корону от Одина. Однако силушки Тору не занимать, а вот ума — слегка в обрез.

Посланники Ледяных великанов испортили Тору коронацию, и тот в гневе телепортировался в Ледяное королевство, чтобы навалять всем, кто попадется под удар его боевого молота Мьёльнира. Вместе с Тором — его брат Локи и застарелые друганы, знаменитые Три Мушкетера — Нинзя-убийца Хогун (Таданобу Осано), могучий Портос Волстагг (Рэй Стивенсон), манерный Арамис Фандрал (Джошуа Даллас) и примкнувшая к ним Миледи Сиф (Джейми Александр).

Огромный Хеймдал (Идрис Эльба), хранитель телепортационного Радужного Моста, не хотел их транспортировать в Ледяное королевство, ведь Один Всеотец запретил — старикан с возрастом впал в какое-то паршивое миротворство. Но как не пустить сына царя и почти уже царя — Тора?

В результате эскадрон царей летучих прорвался в королевство врагов, там кое-кому навалял, но потом их самих практически уничтожили. И уничтожили бы совсем, но тут прилетел Один Всеотец, перетер о чем-то своем царском с главарем ледышек, после чего всех ослушников отпустили в Асгард.

Дома Один Всеотец попытался показать Тору кузькину мать, но осерчал молодой горячий Тор, за что был жестоко наказан и отправлен на матушку-Землю проводить романтическую линию с простой девушкой-ученой Джейн Фостер (Натали Портман). А Локи остался за царя в Асгарде, ибо Один Всеотец совсем ослаб и готов впасть в зимнюю спячку.

Что будет дальше? Сумеет ли Локи противостоять начинающейся войне с Ледяным королевством? Или он, наоборот, какнет в родное гнездо, когда Один в поле не воин, а Тор планомерно травится кока-колой на далекой Земле?

Но есть надежда! Вслед Тору Один зашвырнул боевой молот Мьёльнир. Как только Тор поймет, что он не тварь дрожащая, а право имеет, молот поможет обрести ему былую силу, и вот тогда Джейн Фостер поймет, какого крутого принца она себе случайно отхватила!

***

"Тор" — очередной кинопроект компании Marvel, которая все активнее и активнее выводит своих знаменитых комиксоидных персонажей на широкую дорогу белых экранов. Процесс этот идет, скажем так, по-разному. Зеленый великан Халк уже два раза проклевывался из своих зеленых безразмерных трусов, но все как-то не в ту сторону. Первая "Фантастическая четверка" была, на мой взгляд, слабенькой и тупенькой, но заработала хорошую кассу, и сейчас уже выпущен сиквел, а там и до "Фантастической четверки 875" уже недалеко.

А вот "Железный человек" — что первый, что второй — получился классным, и в Marvel не зря хотят его объединить с другими их знаменитыми персонажами.

В Marvel Studios, как обычно, достаточно своеобразно подходят к кандидатурам режиссеров своих картин. Кто знал, что Джон Фавро, который на порядок известнее в качестве актера, нежели режиссера, сможет забабахать такого мощного "Железного человека", сняв до этого левенькую комедию "Все схвачено" и детскую комедию, в которой Уилл Фэррелл играет эльфа-переростка?

Да и приглашение Marvel Кеннета Браны в качестве режиссера "Тора" у фанатов комикса также вызывало всяческие сомнения. Британец (точнее, ирландец) Брана, тоже больше известный как актер, в качестве режиссера снял чудесную, но совершенно английскую комедию "Друзья Питера", "Франкенштейна", "Гамлета" с собой в главной роли, ну и ремейк классического фильма "Игра навылет" под названием "Сыщик". Во всех этих фильмах много психологии, рефлексии, тончайшей психологической игры… И после этого чистый комикс про туповатого, но симпатичного бога-викинга с огромным молотом? Они что там, в Marvel, с ума посходили, спрашивали фанаты.

Однако нужно понимать, что современный кинопроцесс — штука сложная и громоздкая. И там далеко не все зависит от режиссера. Есть еще продюсеры, специалисты по спецэффектам и так далее.

Так вот, в "Торе" как раз отлично видно, какая махина работает над современными фильмами, особенно если там есть солидный бюджет (а здесь бюджет очень даже солидный).

Главное в "Торе" — спецэффекты. Это неимоверно мощный и детализированный мир Асгарда, Радужный Мост с его бессменным Хранителем, царство Ледяных великанов, огромный человекоподобный робот Уничтожитель, ну и соответствующие драчки-сражения, поставленные крайне эффектно.

На меня это все произвело отличное впечатление — просто смотрел и наслаждался. Правда, смотрел в новом зале IMAX в 3D — от этого просто захватывало дух. И понятно, что если смотреть паршивую копию на экране 17-дюймового монитора, то эффект будет хуже на несколько порядков.

С точки зрения сюжета здесь все заточено под основных потребителей комиксового творчества Marvel — под детей. Персонажи достаточно лубочные и прямолинейные, а интриги и мотивация персонажей — из серии: "Пошли туда? Пошли, но мы огребем. Да и фиг бы с ним. Пришли. Огребли. Мы огребли, пошли отсюда? Пошли"; "Папа, я хотел, чтобы ты мной гордился, для этого разрушил все что можно, но я все исправлю".

По фильму очень заметно, что туда пытались запихнуть многие хитросплетения многолетней комиксовой истории о похождениях Тора Одиновича, да еще и приплели туда оставшихся нераспроданными по другим студиям персонажей вроде этой бригады то ли трех мушкетеров, то ли дублеров фантастической четверки, но, как известно, при попытке налить ведро в стакан то там недольется, то тут перельется. Оно, в общем, так и происходит: резкое уконтрапопивание кучи сюжетных линий в жесткое сточетырнадцатиминутное прокрустово ложе фильма приводит к определенной невнятице в некоторых эпизодах.

На самом деле прежде всего там явно лишние эти три мушкетера с миледи — ну не клеются они туда. И делать таких многообещающих персонажей, которые толком так и не вышли на первый план, как-то не очень логично.

Да и попадание горячего асгардского сына царя на Землю, штат Нью-Мексико, можно было обыграть значительно прикольнее, чем разбивание чашки с кофе ("Он похвалил американский кофе!" — взвизгнул Бублик и забился в истерике от смеха) и криков: "Да как вы посмели сделать мне, сыну Одина, ректальное измерение температуры?!"

Но у них банально не хватило времени, нужно же было еще успеть зажечь глубокое Чувство между красоткой ученой Джейн и светловолосым богом. Впрочем, там тоже особо не напрягались. Тор догадливо снял рубашку — и до свидания, Джейн поплыла со страшной силой вместе со всей прекрасной половиной зрительского зала (и несколькими манерными мужчинами). 

Кстати, актеры в картине практически все выглядят очень хорошо. Прям даже слишком хорошо для кинокомикса — как в "Железном человеке". Крис Хемсуорт до мощи харизмы Роберта Дауни-младшего, конечно, не дотягивает, но для совершеннейшего новичка, да еще и в главной роли блокбастера — очень и очень. Сначала молодой и буйный, потом изгнанный и буйный, затем что-то начинающий понимать, после этого фактически прозревший, ну и в конце — просто-таки Тор-завоеватель с пришедшими в порядок мозгами. Все сыграно искренне и даже реалистично — я вот фактически поверил, что Тор снова прилетел в свой родной Асгард, где у него решающее рандеву не скажу с кем, чтобы не портить впечатление тем зрителям, которые не знают, будет спасен наш мир или нет, а также по каким каналам пройдет трансляция свадебной церемонии Тора Молота Грактора с Джейн Молотковой, урожденной Фостер.

Вообще, на роль Тора много кого планировали. Перво-наперво пригласили Дэниэла Крейга. Но тот резко отказался — разумеется, со всем уважением. Брэд Питт вариант своего участия рассматривал, но вспомнил, сколько пришлось качаться для "Трои", — и отказался. Дальше начали планировать всех подряд по алфавиту — Ченнинга Татума (о боже!), Чарли Ханнэма, Александра Скарсгарда (да, сынуля Стеллана), Лиама Хемсуорт (брат Криса Хемсуорта), рестлера Пола Левески. Том Хиддлстон, кстати, также пробовался на роль Тора но ему в конце концов досталась все-таки роль Локи, которую он сыграл очень достойно. В сцене "Кто я?", которую они играли на пару с Хопкинсом, меня аж пробрало.

Я не являюсь особым поклонником Энтони Хопкинса (в некоторых фильмах он меня даже раздражает, хотя роль в "Молчании ягнят", конечно, гениальная), но тут он был очень на месте и отлично выглядел в роли старого мудрого вояки. И был эффектен не по-комиксоидному.

Натали Портман также играла лучше, чем вообще требуется для комикса. Я даже на секундочку поверил, что она — женщина-ученый. Что такие женщины-ученые вообще бывают. Надо будет как-нибудь наведаться в Нью-Мексико, а то вдруг не врут?!!

Ну и теплое романтическое чувство к персонажу Хемсуорта Портман в себе быстро вскипятила, заменив им теплое романтическое чувство к делу всей жизни, которого ее персонаж лишили.

Стеллан Скарсгард как-то слишком устало выглядел в роли профессора Эрика Селвига. Но, возможно, он действительно просто устал? Или профессор устал? Или обиделся, что сына не взяли на роль Тора?.. А-а-а-а-а, я знаю, на что он обиделся! По сюжету профессор надрался как свинья каким-то банальным ершом — водкой с пивом. Между тем Пол Беттани, после совместных съемок со Скарсгардом, рассказывал, что суровый швед без всяких видимых последствий может запросто выпить целый бочонок водки — как какой-нибудь легендарный викинг…

Что в результате? Детская сказочка с достаточно прямолинейным и простоватым сюжетом, которая, на мой взгляд, должна нравиться и взрослым — просто потому, что актеры искренне и даже самозабвенно изображают всяких сказочных персонажей вроде красавицы ученой, а параллельные миры и сцены сражений исполнены на таком высочайшем уровне, что даже слегка захватывает дух. Раньше такого я у Marvel не видел, и мне очень нравится, как они двигаются по пути кинонизации своих комиксов. Вот бы сюжетик еще подработать, чтобы пошел напор первого "Железного человека", но, на мой взгляд, и так получилось очень и очень неплохо, клянусь молотом Грактора!

***

Оценки по пятибалльной шкале
 
Зрелищность 5+
Актерская игра 4+
Режиссерская работа 4
Сценарий 4-
Кратко о фильме — невероятно эффектно снятая сказочка
Нужно ли смотреть — да  

(с) Алекс Экслер www.exler.ru

Другие рецензии:  Олег Анохин
Полная версия сайта