Рецензия на фильм «Гарри Поттер и Орден Феникса»
Режиссер: Дэвид Йейтс
В ролях: Дэниэл Рэдклифф, Руперт Гринт, Эмма Уотсон, Хелена Бонэм Картер, Робби Колтрэйн, Рэйф Файнс, Майкл Гэмбон, Брендан Глисон, Ричард Гриффитс, Джейсон Айзэкс, Гэри Олдман, Алан Рикман, Фиона Шоу, Мэгги Смит, Имельда Стонтон, Дэвид ТьюлисБрэдли
Верзилы со сбритыми бородищами играют 14-летних подростков, к власти приходит Маргарет Тэтчер в розовом, наставник главного героя похож на клошара, новая подруга его же – и лицом, и телом, и душой на Ренату Литвинову в отрочестве (да, мы тоже это заметили), Хелена Бонэм-Картер щеголяет с новой грудью и гнилыми зубами, напоминая девушку родом с вокзальной площади, а безносый Райф Файнс вызывает странную помесь брезгливости, жалости и желания загнать его обратно в лепрозорий. Все это было бы удивительно и прекрасно, если бы речь шла о фильме «Токсичный мститель-25», но перед началом в титрах недвусмысленно написали «Гарри Поттер и орден Феникса».
Сложно понять, зачем детям намеки на прогнившую британскую партийную систему, садомазохизм в гомеопатических дозах, неопрятные персонажи, которые говорят словно диалогами чудовищ из сериала «Счастливы вместе». Дэниэлу Рэдклиффу (Поттер) элементарно тесно в дурацком полосатом батничке, в котором его заставляют бегать добрую половину фильма, точно так же, как и в рамках идиотского сценария. После «Мокро», произнесенного Дастином Хоффманном в «Человеке дождя», все остальные «Мокро» не имеют смысла. Фильм напоминает какой-то дурной сон, в котором действие происходит словно в смеси желатина и вазелина: только подумаешь. что сейчас, наконец-то, что-нибудь случится, как все возвращается на круги своя. Розовые котики на стенах новой владычицы Хогвартса, плешивый урод в качестве ее правой руки, всем несогласным – сыворотка правды в принудительном порядке, виновные вырезают обещание не лгать на собственной руке (кто сказал «эмо»?), мальчики и девочки не должны приближаться друг к другу ближе, чем на 8 дюймов, а над головами кружится стая перелетных Уизли, как две капли напоминающих группу (о Боже) «Братья Грим». Кажется, теперь я знаю, как выглядит ад.
Дело не в том, что Дэвид Йейтс не справился с задачей-максимум – сделать из худшего романа Роулинг хотя бы захватывающее зрелище, от него, как от безродного, никто ничего хорошего и не ждал. Угрожающей антиутопии, замаскированной под пряничный домик, не вышло – ну какая может быть антиутопия, когда 95% персонажей на экране не способны даже внятно рассказать, что происходит у них в голове, напоминая неграмотных голодранцев из «Республики ШКИД»? От детской сказки тоже почти ничего не осталось – ни одного симпатичного волшебного существа, только вырубленные тупым топором из второсортного дуба кентавры (авторы понимают всю тщету своих усилий и скрывают их в ночной мгле), один уродливый великан с лицом недоношенного карлика, и лошадиные скелеты с крыльями, которые, по-видимому, должны вызывать симпатию тем, что, не давясь, жрут сырое мясо. Есть еще какой-то невнятный эльфийский гастарбайтер Кикимор, но так как его роль в фильме сведена к нулю, то зачем же его и упоминать. В результате мы имеем типичный пример сидения на двух стульях сразу и типичный же диагноз – недостаток седалища.
Этот фильм делают женщины и Рэдклифф. Хелена Бонэм-Картер уже вымылась мылом из жира собственной матери в «Бойцовском клубе» и ловила подмышками блох в «Планете обезьян», нынешняя роль не уступает. Право же, Сириус Блэк несимпатичен и картонен настолько, что убившей его героине Картер хотелось громко хлопать. Имельда Стонтон, которая то ли Фурцева, то ли Матвиенко, то ли Пэрис в старости, заслуживает громких оваций. Иванна Линч мало того, что пришла к нам из легенд о северных богах, так она еще и самая убедительная киноблондинка последних лет. Даже Гермиона, несмотря на всю свою асексуальность (это господину Йейтсу зачтется отдельно), делает для развития сюжета больше, чем все Роны и Малфои вместе взятые. Парни откровенно скучают, а может быть, все дело в кокаине – как говорится, «за время пути собака могла подрасти», и теперь Уизли-младший напоминает сельского «быка», а Малфой и вовсе мелькает на экране минуты полторы.
Фильм скомкан и порван, как страница дневника с двойкой за невыученную «Алохомору». Сказка куда-то ушла, и, зная о том, что прямо сейчас мистер Йейтс занят монтажом «принца-полукровки», надежд на ее возвращение немного. Дети растут, магии почти не осталось. Набрать бы на роли в «Поттериану» бригаду каких-нибудь заблудших Питеров Пэнов, да где их столько взять? Фильм подписывает себе смертный приговор одним-единственным эпизодом, после которого, как говорится, не возвращаются: когда Долорес Амбридж запрещает волшебникам учить заклинания и выдает по огромному потертому учебнику с черно-белыми картинками и замусоленными страницами.
В эту минуту отчетливо понимаешь, что приключилось с пусть не самой лучшей, но последней великой сказкой человечества, метафора до дрожи убедительна.