Um, What’s Up, Doc?

Рецензия на фильм «Пристрели их»

 

Режиссер: Майкл Дэвис

В ролях: Клайв Оуэн, Моника Белуччи, Пол Джаматти, Грег Брик, Стивен МакХэтти, Рамона Прингл, Джейн МакЛин, Майк Допад, Крис Джерико, Энди Маккензи, Лэйтон Моррисон, Джеффри Параццо, Дэниэл Пилон

Автор: Алексей Коропский

Среди фильмов, которыми запомнится нынешний год, «Пристрели их» стоит на одной полке с «Типа крутыми легавыми», как настоящий напарник прикрывая и дополняя своего товарища до полного и всепоглощающего «вау, твою мать!». Еще более ироничное, еще более оторванное и совершенно уже безудержное, это кино не даст продохнуть — ни от хохота, ни от бьющего по глазам адреналина.  

В двух словах и не опишешь, что это за фильм. Это не комедийный боевик, как понял бы это определение Джеки Чан, и не беспредельное фиглярство а-ля Цукерово мракобесие. Безумная смесь героического боевика высшей пробы и интеллектуальной комедии, многослойная пародия и контрастный бурлеск, лед и кипяток — вот что это за фильм.  

Самый видный хмырь Голливуда британского происхождения Клайв Оуэн вновь предстает перед нами в образе «последнего героя боевика» — отважного и доблестного рыцаря ночных улиц без страха и упрека, без имени и прошлого. Под хруст чрезвычайно полезной морковки он живет борьбой со всем, что ненавидит — от невключенного поворотника и непристегнутого ремня безопасности, до политического лицемерия и отсутствия внимания к гигиене ног. Без проблем просчитывая в уме траектории и физические характеристики всего, что находится на расстоянии пистолетного выстрела — или морковного броска на крайний случай, — он способен в одиночку и не напрягаясь уложить пару десятков дюжих спецназовцев, но при этом не носит с собой оружия. В его сердце бурлят эмоции, но на небритом лице не отображается ничего, кроме самодовольной ухмылки. А уж для нее причин достаточно.  

Начнем с того, что сам образ Оуэна собран из уже десятков сыгранных им (да и не только) брутальных самцов, заштампованных вдоль и поперек, слева направо и сверху вниз. Даже судьбу свою условный мистер Смит унаследовал из предыдущего оуэновского фильма «Дитя человеческое». Здесь он снова принимает роды в полевых условиях, а потом долго носится с младенцем под перекрестным огнем с одной только целью — ценой любых нечеловеческих усилий спрятать малыша от плохих дядей. В этом ему помогает святая проститутка Моника Белуччи, которая еще успеет отхватить свою порцию восторгов, и стройная, твердая, огненно-рыжая морковка. Без дураков. Это вы думали, что сей богатый каротином корнеплод только и годится, что на детское питание и для вечно худеющих барышень, а ведь оказывается он вполне может заменить собой и переломанные пальцы, и даже особо опасное холодное оружие, и этому применению позавидовал бы сам волоокий Квентин Тарантино.  

Но это только обычные парни-супергерои могут питаться исключительно подножным кормом — этой традиции уже много лет, вспомним хотя бы морячка Папая с его неизменным шпинатом. Людям же только появившимся на свет нужно питание поизящнее. Тут-то на сцене и появляется концентрированно сексапильная Белуччи в период лактации. Ее образ не менее колоритен, чем у напарника. Будучи звездой публичного дома, она, естественно, не лишена высоких моральных идеалов и с готовностью бросается пышной грудью в пучину расследования глобального спермового заговора. Как яркий штрих к шаблонному образу, донна Моника обильно пересыпает свою речь итальянскими фразочками — привет итальянским корням кинодивы. Ну и в том духе дальше.  

Белуччи не была бы собой, если бы хотя бы раз за фильм не предстала перед восхищенными взглядами лишенной одежды, этой странной придумки ханжеской цивилизации. И на этот раз во время постельной сцены скулы от зависти к экранному герою-любовнику сведет не только у мужской половины зрителей. Шутка ли, уложить вооруженный до зубов штурмовой отряд, наступающий со всех сторон, в прямом смысле слова не вынимая. Ценность этого подвига в разы выше для зрительниц, ведь именно они будут оценивающе прислушиваться к заглушающим грохот выстрелов стонам героини, которая узнает, что значит «разряжаться» по-настоящему.  

А теперь представьте, что все это — лишь крохотная часть всего того безумия, которое творится на экране под прикрытием жутко попсового название «Пристрели их» (а оно не случайно — именно с него и начинается игра). Если и этого мало, то прибавьте сюда обручальный пистолет, взаимные посылы при помощи четырехметровых светящихся букв рекламной конструкции («FUK U» — «FUK U TOO»), перестрелка в состоянии свободного падения с выполнением элементов воздушной акробатики, убежище в танке, стоящем на приколе в музее, и прочее, прочее, прочее — ни к чему раскрывать все карты (хотя до этого еще перечислять и перечислять). Все эти несуразности делаются с настолько серьезными лицами, что на глазах выступают слезы — слезы от непрекращающегося хохота.  

Если с чем-то и можно сравнить концентрацию экшна в этом фильме, а его хватило бы на пару дюжин рядовых боевиков, то только с концентрацией первоклассного юмора. Смеяться начинаешь на самых первых кадрах, еще немного смущенно — все ж-таки в анонсе было написано «боевик», а ты хихикаешь — но уже предвкушающе, и через несколько минут заливаешься непрекращающимся хохотом, который едва ли смолкает вплоть до последней анимации на финальных титрах. При этом на экране вовсе не происходит ничего, что принято называть комедийными приемами — никто не отправляет публично естественные нужды, не падает и не несет чепухи, однако тот смех, который рождает «Пристрели их», на порядок качественнее, чем от обычных комедий. В том-то и вся штука, что это не комедия, по крайней мере в привычном понимании.  

При этом, весь фильм выполнен на исключительно высоком профессиональном уровне, и это тоже часть замысла. Визуальный ряд настолько хорош, что даже не сразу соображаешь в чем же дело. А дело в том, что он находится на той самой грани, которая разделяет эстетику нео-нуара и насыщенность комиксовости, не приобретая крена ни в одну из сторон, но непрерывно отсылая воздушные поцелуи и туда, и туда. Подкрепляет это положение сочный саундтрек — точно такой, какой полагается в соответствующих ситуациях (громогласный хруст морковки, перемалываемой могучими челюстями Оуэна, стоит выделить в отдельный трек). Что уж говорить о сценарной работе — когда количество выстрелов из одного пистолета киногероя равно количеству вмещающихся в обойму данной модели патронов, это уже говорит о том, что мыслительные процессы в создании скрипта участвовали (пусть это тоже всего лишь еще одна ироничная наработка). Так что, даже если рассматривать «Пристрели их» как «чо-бы-посмотреть-ведро-попкорна-две-большие-колы»-кино, — выбор один из лучших.  

Как ни странно, но приходится признать, что, совершенно неожиданно, «Пристрели их» оказался фильмом совсем не таким, как можно было ожидать. Вместо проходного супергеройского рубилова со звездным составом мы получили сюрприз в виде предельно ироничного и остроумного высококачественного экшн-зрелища, которое хочется пересмотреть и посоветовать друзьям. Записываем этот фильма в актив Клайва Оуэна и Моники Белуччи как приятную удачу, а имя режиссера Майкла Дэвиса ставим на заметку, как человека, способного заинтересовать.

Другие рецензии:  nitzer,
Полная версия сайта