Рецензия на фильм «Мемуары гейши»
Режиссер: Роб Маршалл
В ролях: Чжан Зийи, Кен Ватанабе, Кодзи Якусе, Мишель Йео, Каори Момои, Йоуки Кудо, Ли Гонг, Пол Эделстайн, Тсаи Чин, Того Игава, Рэндолл Дук Ким, Джим Леунг, Тед Ливайн, Мако, Кэри-Хироюки Тагава, Кеннет Тсанг, Юджиния Юан, Карл Юн
Сложно сказать, какую главную мысль заложили в свой фильм режиссер и автор сценария «Мемуаров гейши». С одной стороны, «Красотка» с Джулией Робертс на экраны уже выходила, да и просто тема любви, когда не полагается по статусу, уже довольно-таки хорошо раскрыта не в одном добром километре кинопленки. С другой стороны, научно-популярный историко-культурный фильм не совсем уместен на киноэкране в наш век индустрии развлечений. Вот и получаем на выходе некий компромисс, в котором прослеживается несколько сюжетных линий, да еще и философский подтекст при изрядной доле воображения.
Всепобеждающая идея любви к одному человеку, пронесенной в сердце с нежного детского возраста сквозь все запреты, невзгоды и трудности, отступает на второй план при вознесении хвалы бесконечно прекрасному труду гейш. Эти две линии в фильме постоянно соревнуются, стремясь утвердиться на месте важнейшей, когда в состязание вступает еще и третья.
Вторая Мировая война изменила жизни многих людей, и речь не столько о приспособлении к новым бытовым условиям, сколько об изменениях во внутреннем мире каждого человека. Необходимость морального выбора, о котором так много рассуждали классики, не представляется уже столь серьезной проблемой, если речь идет о том, чтобы не просто приспособиться к новым реалиям жизни, но и принять их. Особенно это актуально для самобытного японского общества, волею большой политики ставшего дружественным американскому образу жизни.
Бывшая владелица дома гейш занялась спекуляцией, перепродавая американским солдатам американские же сигареты, а сами гейши позабыли о своем истинном назначении – эстетически услаждать мужское общество, и стали теми, кого хотели видеть в каждой японской девушке солдаты дружественной американской армии. Конфликт самобытности и цивилизации становится третьей главной сюжетной линией «Мемуаров гейши».
Американский фильм о судьбе японской гейши с китаянками в главных ролях не может не закончиться хэппи-эндом просто потому, что это американский фильм. Высокие моральные идеалы непременно восторжествуют, обелив в глазах зрителя изрядно скомпрометированный «коллегами по цеху», но все же благородный образ гейши – живого произведения искусства. Все три идеи фильма чудесным образом удачно переплетаются для того, чтобы поставить в конце фильма жизнеутверждающую точку. Пройдя через все невзгоды, пронеся в сердце чувство, главная героиня воссоединяется с любимым, но лишь настолько, насколько это возможно для истинной гейши, без компромиссов приняв единственно верное решение в споре традиций и цивилизации.
Несмотря на весьма заурядную операторскую работу, хотя и красочные, но банальные планы, порой создающие ощущение тесноты на широком киноэкране, фильм оставляет довольно приятное ощущение. Знакомые лица китайских актрис Чжан Цзыи (известной искушенному владивостокскому зрителю по фильмам «2046» и «Дом летающих кинжалов») и Гонг Ли (сыгравшей у Вонга Кар-Вая в «2046» и «Эросе») создают порой своеобразное ощущение дежавю, вызванное характерностью ролей, от которого, впрочем, довольно легко отмахнуться. Дополняет атмосферу Японии 30-40-х годов прошлого века незамысловатый саундтрек, имитирующий национальную музыку.
«Мемуары гейши» не из тех фильмов, которые заставляют задуматься, но в то же время – это не фильм, придя на который можно отключить мозги и получать наслаждение от попкорна и колы. Легкое зрелище длиною около двух часов, оставляющее после себя приятное чувство равновесия в душе, прекрасно подойдет для совместного похода в кинотеатр на уик-энд.