Рецензия на фильм «Пандорум»

 

Режиссер: Кристиан Алверт

В ролях: Бен Фостер, Деннис Куэйд, Кэм Жиганде, Антье Трауэ, Кун Ле, Эдди Роуз, Норман Ридус, Вотан Вилке Мёринг, Дельфин Шийо

Автор: Анатолий Филатов
В «Пандоруме» искреннее восхищение вызывает только одно. То, как, снимая фильм о космическом путешествии, оператору Ведиго фон Шульцендорффу удалось добиться столь достоверного эффекта морской болезни, погрузив практически весь зал в состояние, близкое к тошноте. Во всем остальном «фильм от продюсеров «Обители зла», как его подают в отечественном прокате (правильно, не писать же на афишах «От режиссера «Дела №39», в самом-то деле), выражаясь нетабуированной лексикой, не впечатляет. Единственной причиной отправиться на него в кинозалы может послужить разве что неизбывная тоска по хоррорам в космическом антураже, однако, если вдруг внутренний голос нашепчет волшебные названия «Чужой» или «Сквозь горизонт», не верьте ему ни за что на свете. Куцый, глуповатый и истеричный «Пандорум» — тот самый пресловутый рак на безрыбье, и в лучшие времена выходить бы ему прямо на DVD, минуя большие экраны. К сожалению, времена сейчас не самые лучшие.

В 2174 году нефть на Земле все-таки закончится, газа не останется тоже, зато останутся 25 миллиардов человек, которым иногда насущно необходимо что-то есть и где-то жить. Изящно завершив историю современного человечества, некое объединенное правительство отправляет в глубины космоса к планете Танис корабль-громаду «Элизиум» с шестьюдесятью тысячами избранных землян на борту. Предполагалось, что те во время полета будут находиться в счастливом анабиозе, и, очнувшись по прибытии, развернут на Танисе новый оплот безответственной цивилизации. Стоит ли упоминать, что, согласно всем известным жанровым штампам, полет проходит не так как задумано: двое суровых мужчин внезапно приходят в себя и понимают, что на корабле нет ни электричества, ни связи, ни возможности им непосредственно управлять, зато есть – какая неожиданность — свора мутантов-людоедов и сумасшедший афроамериканец, состоящий с ними в некоей противоестественной связи. Пока вирус Пандорума не поразил и их пораженные множественной амнезией мозги, Дэннис Куэйд и Бен Фостер должны успеть спасти человечество.

Сделать это, впрочем, не так-то просто, особенно если учесть, что вместе с беспамятством герои обрели склонность к истерикам и прогрессирующую шизофрению. И если память постепенно возвращается, то ситуация с психическими заболеваниями выглядит не столь радужно. Фостер, словно маленький испуганный зверек, бегает по искусно затемненным (вот ведь как удачно совпали мизерный бюджет и желание нагнать жути, всегда бы так) коридорам «Элизиума», борясь даже не столько с мутантами, сколько с собственной паранойей. Мутанты, к слову, сделаны без особой любви: людям, отвечавшим в «Пандоруме» за визуальные эффекты стоило бы поучиться у команды Нила Бломкампа, автора «Района №9». Естественно, что после того, как в подобной беготне проходит большая часть фильма, бояться не получается даже у самых маленьких: людоеды все на одно лицо, создают впечатление резиновых манекенов из лунапаркового павильона со «страшилками» и своим рыком производят эффект, скорее, комический, нежели смахивающий на саспенс. Отчасти этому помогают и сами Фостер с Куэйдом, которые, похоже, не в силах добавить к избитым до состояния клинической смерти амплуа («юный новобранец» и «суровый капитан» соответственно) решительно ничего нового. Что касается Куэйда, так он вроде бы вообще не понимал, на каких съемках находится, и отличить его героя из «Пандорума» от персонажа «Броска кобры» — задача практически невыполнимая.

Пожалуй, каждый любитель фантастики в этом году получил хотя бы один фильм, который ему впредь не стыдно будет причислить к святому сонму наиболее почитаемых. Уже упомянутый «Район», романтический «Звездный путь» с культовыми в среде гиков персонажами, жирнейшие «Трансформеры», интеллектуальная «Луна 2112», словом, год проходит не напрасно. Напрасно выходят фильмы сродни «Пандоруму»: пресные, несимпатичные и лишенные любой мало-мальски притягательной атмосферы. По правде говоря, лучше бы Пол Андерсон крепко задумался над реакцией зрителей на новость о том, что следующая «Обитель зла» станет для Милы Йовович последней. В этом случае мы вполне можем получить еще один «Пандорум». Фильм о людоедах в космосе, напрочь лишенный харизмы, — черт, что может быть страшнее?


Полная версия сайта